(17.01.1942, Тула – 09.02.2021, Москва)
В.П. Кондратьев был режиссером по призванию. Он взращивал спектакль из саженца в большое гармоничное раскидистое древо. Чувствовал время, его проблемы. С актерами работал тонко, по школе-системе К.С. Станиславского, с каждой репетицией обогащая персонаж-актера новыми обстоятельствами, давая волю импровизировать, фантазировать, предлагать. Всегда знал, ради чего ставит спектакль.
Дитя войны, Вадим вырос со светоносным ощущением торжества мира и победы. После окончания студии при драмтеатре в 1960 году он становится артистом сначала Сталиногорского (Новомосковского), потом Тульского театра. Как любой молодой артист, энергично, с удовольствием переигрывает массу ролей от красноармейцев до отъявленных бандитов. В 1974 он окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская А.А. Гончарова), работал актером и режиссером московских театров им. Вл. Маяковского и Сатиры, снимался в фильмах «Калина красная» и «Весенний призыв».
В 1983 В.П. Кондратьев возглавил Тульский драматический театр. Это был трудный период в жизни одного из старейших коллективов России. Необходимо было вернуть зрителей в театр! Режиссер понимал, что надо сделать что-то непохожее, новое, быть первым. И появились «Родненькие мои…» А. Смирнова, как сейчас сказали бы, состоялась российская премьера с участием автора. И был настоящий успех!
Одна из особенностей режиссуры В.П. Кондратьева – создание атмосферы действия естественно текущего времени, где персонажи не приговариваются быть комедийными или драматическими, отрицательными, положительными, существуют не оценочно, а непосредственно. Это покорило туляков! В «Родненьких моих…» на сцене был кусочек дачной жизни с уютным домиком, в который съезжались родственники отметить день рождения самого маленького члена родственного клана. Люди эти были живые, узнаваемые, смешные, трогательные, жалующиеся, восторженные, но все они пребывали, как куры, с глазами ниц: поесть, купить, достать, выпить, поволочиться. С ходом спектакля становилось не по себе от этих вроде бы милых людей, пребывающих в бессмыслице, и даже природа не выдерживала и разражалась грозой, словно предупреждая: хоть иногда смотрите на небо!
В. П. Кондратьев понимал: в негероическое время нужен современный герой. Он находит роман И. Щеголихина «Дефицит» и делает свою инсценировку, создает «дефицитный» спектакль, на который трудно было попасть. Старую пьесу И. Гофф «Ромашка без лепестков» он преображает в лирическо-эстрадное представление «Клуб нелюбимых», и этот спектакль тоже нравится тулякам и становится хитом. «Соловьиную ночь» В. Ежова режиссёр переименовывает в «Добро и Любовь», заставляет актрису О. Красикову, исполняющую роль немецкой девушки Инги, говорить по-немецки, делая зримые границы преодоления непониманий и разрушающей эти границы любви. За создание спектакля «Соловьиная ночь (Добро и Любовь)» В.П. Кондратьев был удостоен Премии Тульского комсомола (1984).
К 40-летию Победы Кондратьев ставит еще один военный спектакль «Почем фунт лиха» по прозе Г. Бакланова. Это также была российская премьера с участием автора, который, не скрывая своих чувств, говорил: «Растроган, взволнован, потрясен…» В этой удивительной постановке Минута молчания, действительно, длилась минуту. Режиссер заканчивал спектакль емкой метафорой: он заставлял весь этот немецкий благополучный дом провалиться в вечность, в тартарары, чтобы на его месте загорелась дорога свечей в память обо всех ушедших и не вернувшихся с войны.
Военная тема всегда остро ощущалась режиссером. Его по-настоящему интересовали люди войны, их психология, философия, нравственные ценности. Совместно с актерами Кондратьев создавал живые типы людей, соединяя их в ансамбль солистов, и спектакли, преодолевая быт, звучали как гимн поколению Победителей…
После Тулы В.П. Кондратьев – художественный руководитель Новосибирского театра «Красный факел» и Московского областного драматического театра (г. Ногинск), сотрудничал в качестве режиссера-постановщика с театрами Ярославля, Курска, Ижевска, Югославии, центром Юджина О`Нила (США). Вел преподавательскую работу в ГИТИСе. Дважды в 1994 и 2003 осуществлял постановки спектакли «А дождь себе льет да льет…» Е. Поддубной и «Вчера подкралось незаметно» А. Озолина на сцене Тульского академического театра драмы.
В декабре 2016 года в Новомосковске, филиале Тульской драмы, состоялась последняя премьера режиссера: «В ожидании Его» по пьесе М. Хейфеца. В ожидании Его, героя, собираются пять женщин, пришедшие на свидание с Ним в глухой уголок старого парка. У них нет имен: Пожилая, Молодая, Блондинка, Интеллигентка, Пропащая. Каждая хочет увидеть своего Героя, идеального, по представлению каждой, мужчину. Разные по статусу, воспитанию, потребностям, но все жаждущие любви и тепла, ожидают Его. На экране разрушенного летнего кинотеатра идут кадры фильмов с участием А. Баталова, В. Тихонова, А. Рыбникова, О. Янковского, А. Абдулова, как олицетворение мечтаний, живущих в сердцах героинь. Конечно, это представление о Нем киношно-книжное, наивное, школьное, но нельзя же считать Героем мальчика – диджея, зазывающего всех на танцпол.
В своих спектаклях Вадим Петрович Кондратьев говорил о любви, нежности, о преодолении одиночества, о необходимости соединения людей. Творчеством он утверждал жизнь и был романтиком в этом утверждении!
Ольга Кузьмичева.