БОРИС ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ. 9 ноября – 80 лет со дня рождения Бориса Григорьевича ЕНТИНА

Бориса Григорьевича Ентина в Туле знали все! Энергетический вихрь, шаровая молния, в тайниках своего сердца — актер и режиссер, Б.Г. Ентин – душа компании, прекрасный рассказчик, исполнитель романсов, всегда переполнен идеями, впечатлениями, предложениями по всем сферам жизни. Но главный талант Бориса Григорьевича, дарованный ему Богом, — дар художника. Он видел мир солнечным, подвижным, динамичным. Таким же живым, дышащим, эмоциональным был его мир театральный, сценографический, каждый раз удивительный и неповторимый.

Б.Г. Ентин родился 9 ноября 1941 года в блокадном Ленинграде, в семье военного. Младенцем зимою его вывезли из города по Ладожской «Дороге жизни» и тем спасли. В Ленинграде, уже школьником, он попал в театральный кружок Дворца пионеров, ставший позднее Театром Юношеского Творчества (ТЮТ), где играл на сцене и занимался светом. После службы в армии окончил постановочный факультет ЛГИТМиКа у Д.В.Афанасьева. Работал художником в Архангельске, главным художником в Кургане и тринадцать лет в Брянске. В 1991 году в Тулу Б.Г.Ентин приехал к режиссеру, которого знал и понимал, и который понимал его – к А.И. Попову.

Театр был стихией Бориса Григорьевича. Ему нравилось работать сообща, в команде, для него все работники постановочной части были людьми особого рода, особой одаренности и ума.

При всей яркости сценографических решений в эскизах Б.Г. Ентина было много черного цвета. Он говорил, что это – театральный воздух, делающий пространство, дающий возможность все комбинировать, выделить лицо, костюм. Огромное значение он придавал свету, часто называя сценографию светоживописью. Но главным на сцене для него всегда был актер.

Б.Г. Ентин умел удивлять! А это чрезвычайно театральное качество.

Когда в 1993 году театр со спектаклем «Лес» (реж. А.И. Попов) приехал в Москву на фестиваль «Островский в Доме Островского», москвичи до монтировки пожимали плечами: что за декорацию привезли туляки – одни доски. Но когда открывался занавес, и зрители видели плывущую на них березовую рощу, на стволах которой бликами играло солнце, они не могли удержаться от аплодисментов. Следующее движение круга привозило героев спектакля в имение Гурмыжской, где «роща», к удивлению, пропадала, превращалась в голый остов слег, паутиной заполнявших сценическое пространство.

Красивая и стильная декорация «Чудаков» (реж. А.И. Попов, 2002), в центре которой стоял дачный дом с чудесной верандой, казалась спокойной, обжитой, даже веселой. Но на заднике существовала, сначала малозаметная, черная щель, куда уходили и откуда возвращались люди. С нарастанием напряжения в действии спектакля щель расширялась до середины задника, зияя чернотой провала, и будто засасывала героев в вечность.

Б.Г. Ентина всегда интересовал автор произведения, мир которого он воплощал на сцене. Его ощущение стиля было безупречным. В Италии К.Гольдони это были легкие шторы арлекинады, в Лопе де Вега – веера Испании, в Бомарше – французские гобелены, в Джероме К.Джероме – модерн XX века. За время работы в Туле он сочинил сценографию к более чем 90 спектаклям. Среди них постановки, вписавшие яркие страницы в историю Тульского театра: «Волки и овцы», «Медовый месяц Белугина» А.Н. Островского, «Королевские игры» Г.Горина, «Контесса» М.Дрюона, «Пигмалион» Б.Шоу, «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У.Шекспира, «Кавказский меловой круг» Б.Брехта, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Анна Каренина», «Два гусара», «Семейное счастие», «Страсти по Никите» («Власть тьмы») Л.Н. Толстого.

Последняя работа художника – сценография спектакля «Неистовство любви (Священные чудовища)» Ж.Кокто (реж. Д.А. Краснов) – лаконична и емка: на эстрадной возвышенности черный рояль в окружении ярко-красных вертикальных софитов-подсветов: жизнь – театр, жизнь – исповедь, жизнь – музыка.

Б.Г. Ентин остался в нашей памяти как веселый, улыбающийся человек, неистощимый выдумщик, вдохновенный художник, рукою которого всегда двигал Творец.

Ольга Кузьмичева

 

Кружится временная карусель
Увозит близких нам! Какая жалость!
Нельзя смириься с горечью потерь...
Но память о тебе в сердцах осталась.

Ведь с гения печатью на челе
Ты был,не думав о насущном хлебе
Художником от Бога на земле.
Художником при Боге стал на небе.

Ты с нами. Ты незрим, но не исчез,
Что ждет нас впереди уже ты знаешь
С улыбкой, чуть прищурившись, с небес
Жизнь нашу взмахом кисти украшаешь.

 

Марина Борисова

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен