Кто же сейчас скажет, что Ирина Васильевна Федотова – не тулячка? Более тридцати лет на тульской сцене! Есть в ней особый актёрский огонёк, задор, жизнелюбие, которые притягивают к ней людей, делая любимицей публики.
И.В. Федотова – своя, обаятельная, близкая, душевная. И героини её: Анна Дмитриевна («Бабаня и все, все, все..»), Нина Ивановна («Ретро»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди – сочтёмся..»), Настасья Петровна («Медовый месяц Белугина»), Евдокия Пилиповна («За двумя зайцами»), Ханума («Тифлисские свадьбы»), Розалия Солимене («Фелумена Мартурано»), и множество других матерей, лид, моть, катерин.. одарены талантом любить, сострадать, отдавать, соединять, защищать!
Ирина Васильевна – москвичка. Родилась 9 сентября 1941 года в московском метро. В 1947 вместе с семьёй переехала в Минск, куда направили отца Ирины поднимать народное хозяйство. Сколько себя помнит – пела! Такой вот счастливый характер!
В театральном институте, где она неизбежно оказалась, встретила свою судьбу – любимого мужа, отца дочери Маши – Сашу, Александра Иосифовича Попова, с которым прожила в любви и согласии сорок шесть незабвенных лет. И вослед мужу пошли в судьбе Ирины Васильевны города: Красноярск, Вологда, Свердловск, Минск, Куйбышев.. И всегда у неё всё складывалось, потому что она – актриса, на все лады удавшаяся – и комедию сыграет, и трагедию, в эпизоде блеснёт, споёт, станцует, на аккордеоне сыграет!
Одна из самых любимых работ в творческой судьбе И.В. Федотовой – роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте». Гениальная трагедия Шекспира давала возможность сыграть характер в разнообразии чувств и поступков, в ситуациях комедийных и драматических. На роль ложился и характер актрисы – яркий, широкий, звонкий, жизнеутверждающий, она существовала на сцене свободно и вольно!
Более, чем на десять лет на тульской сцене обосновались Белугины («Медовый месяц Белугина»). Всем нравилась эта жизненная и поучительная история далёких времён в сочинении А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва. Тульская публика любит характеры, и они были представлены в спектакле во всей красе! Старики Белугины, Настасья Петровна и Гаврила Пантелеич (Б.Ф. Заволокин) будто сошли с картин передвижников, такая подлинность и достоверность была в облике. Их соединённость друг с другом читалась в общем существовании, во взглядах, в понятиях чести, хорошего и плохого. Тонкость актёрского проживания судеб персонажей покорила не только Тулу, но и публику Москвы, Владимира, Калуги, Волгограда, Курска..
Хороша была И.В. Федотова в роли медсестры Нины Ивановны («Ретро» А. Галина). В скромном костюмчике, тихая, внимательная, всю жизнь заботившаяся о людях, она вдруг осталась одна. А ей надо быть рядом с теми, кому помочь, утешить, обласкать. И Нина Ивановна – Федотова готова отстаивать своё право быть рядом! Есть в её героине и женское лукавство, и преданность, и нерастраченное чувство любви. В характере её медсестры угадывалась жизнь поколения с нелёгкой судьбой, в которой испытания и потери не уничтожили неистребимой нежности жизни!
И как же не похожа на Нину Ивановну была Старуха Федотовой из «Расточителя» Н. Лескова. В сером балахоне, с клюкой, в чёрных очках, делающих пустыми глазницы, приходит она к дочери: зловещая, сильная, несмотря на кажущуюся беспомощность, мечтающая о куске хлеба и тёплом угле, у неё нет заветного, только инстинкт выживания, страшная в своём бездушии.
Такая она разная, Ирина Васильевна Федотова, признанный мастер, обладающий стилем и своим неповторимым актёрским почерком!
Вскоре любителей театра ждёт премьера спектакля «Как Зоя гусей кормила», в котором И.В. Федотовой поручена заглавная роль. (О.Кузьмичёва)