(14.02.1938-15.05.2005)
Работал в театре г. Акмолинска, Тульском ТЮЗе
В Тульской драме с 1963 по 2005
Окончил ГИТИС им. Луначарского (1969)
Роли в театре:
Освальд («Привидения» Г. Ибсена, 1968),
Паратов («Бесприданница» А.Н. Островского 1971),
Чешков («Человек со стороны» И. Дворецкого, 1972),
Григорий Гай («Темп-1929» Н. Погодина, 1975),
Андрей («Порог» А. Дударева, 1984),
Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова, 1987),
Каренин («Анна Каренина» Л.Н. Толстого, 1991),
Генри Честерфилд («Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган, 1994),
Казанова («Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы»
В. Коркия, А. Лаврина, 1996),
Полковник Пикеринг («Пигмалион» Б. Шоу, 1999),
Рис («Дверь в смежную комнату» А. Эйкбурна, 1999),
Георгий Абашвили («Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг»
Б. Брехта, 2000),
Чернов («Вероника (Вечно живые)» В. Розова, 2004)
14 февраля 2023 года - 85 лет со дня рождения
Николая Алексеевича Казакова, народного артиста России (1938 - 2005)
Невозможно сосчитать ролей, сыгранных Н.А.Казаковым за всю творческую жизнь! Каждый режиссер был счастлив занять артиста в своем спектакле. Его актерское и человеческое обаяние безотказно действовало на зрителей. Неотразимый блондин с вьющимися светлыми волосами и ясными голубыми глазами покорял каждого. Его необыкновенная схожесть с польским актером Даниэлем Ольбрыхским волновало воображение поклонниц всех возрастов.
14 февраля 2018 года – 80 лет со дня рождения народного артиста России
Николая Алексеевича КАЗАКОВА (1938-2005)
В 60-х – 80-х годах прошлого века не было, кажется, более популярного в Туле актера, чем Николай Алексеевич Казаков, любимца туляков, театралов, идеала женщин. Светлоокий блондин, ладно скроенный природой, он обладал особой доверительной интонацией, упругим, явственным словом, костюм любой эпохи сидел на нем словно влитой.
По облику Н.А. Казаков был схож с Сергеем Есениным, которого обожал и даже в кино был утвержден на исполнение роли поэта, но, к сожалению, фильм был закрыт. Образ Есенина витал и в театральных кулуарах: в архиве театра хранятся несколько пьес о Есенине, но так и не обретших жизнь на сцене.
С 1962 года Николай Алексеевич Казаков бессменный артист Тульской драмы. Он был приглашен из Тульского ТЮЗа, где сыграл одну из знаковых своих ролей – Толю Лисянского, колючего, несговорчивого, гордого молодого человека в нашумевшем спектакле «Дневник» по пьесе Г. Шмелева. В театре драмы роли посыпались на артиста щедрым дождем: Освальд («Привидения» Г. Ибсена), Олави («Юстина» Х. Вуойлиоки), Пастухов («Разорванный рубль» С. Антонова)!..
Приход в театр в 1969 году Рафаила Павловича Рахлина стал подарком судьбы для Казакова. Главный режиссер почувствовал индивидуальность артиста. Его хватку, особинку, волю, энергию. Роль журналиста Егора Королева в «Возрасте расплаты» Л. Жуховицкого взорвала город. Вот он, наш герой, правдивый, честный, умный, красивый, ничего не боящийся в борьбе за справедливость! Н.А. Казаков создал целую плеяду героев – наших современников, в которую входят и Григорий Гай («Темп-1929» Н. Погодина, и Чешков («Человек со стороны» И Дворецкого), Шаманов («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова), доктор Малышев («Дефицит» И. Щеголихина), писатель Бочана Рамишвили («Закон вечности» Н. Думбадзе), полковник Лукьянов («Добро и Любовь (Соловьиная ночь)» В Ежова) – разные времена, разные режиссеры, но потребность в герое, который не фальшивит, у всех была одна.
Роли классического репертуара всегда желанны для актеров: в них есть простор фантазии, исторический объем, костюмы, прекрасная образная речь. Казаков был создан для классического репертуара! От Паратова в «Бесприданнице» А.Н. Островского теряла голову не только Лариса Огудалова, но вся женская половина зрительного зала. Красивый, элегантный, в белом костюме, настоящий барин, Сергей Сергеич Паратов был неспешен, ироничен, и как-то холоден изнутри. И эта холодность, отстранённость, своеобразный эгоизм, придавали ему особый шарм одиночества и непонятости – и Лариса сгорала в этом холодном огне.
Яго («Отелло» У. Шекспира), Теодоро («Собака на сене» Л. де Вега), Черкун («Варвары» М. Горького), Виктор Каренин («Живой труп» Л.Н. Толстого), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Каренин («Анна Каренина» Л.Н. Толстого) — Казаков был везде узнаваем, но это не мешало его игре и преображению.
Прорывом для актера стала роль пьяницы Андрея Буслая в «Пороге» а Дударева. В роли спившегося, униженного, непохожего по облику на человека, которого даже родная мать не признала, красавец Казаков неузнаваем: перед зрителем предстал бомж в грязных отрепьях с приблатненным говором, паясничавший гаер. Но в этом блудном сыне еще трепетала душа, и актер силой человеческой и гражданской боролся за своего Андрея. Николай Алексеевич очень дорожил этой ролью.
Одна из последних ролей артиста – роль лорда Генри Честерфилда в спектакле «Когда лошадь теряет сознание» по пьесе Ф. Саган. Казаков очень свободно чувствовал себя в пространстве английского замка. Он был так же нетороплив и спокоен, как и огонь в камине, у которого он любил сидеть. Все в доме было ему чужое – глобальное непонимание семьи, одиночество. Но это одиночество он нес с таким аристократическим достоинством! Генри – Казаков становился счастливым, он улыбался, встретив Коралию. Но бурные эмоции были не в характере Генри, а чувство долга имело в его жизни глубокие династические корни…
За свою жизнь Н.А. Казаков успел сделать то, что положено мужчине: построил дом, родил сына и двух дочек, посадил не одно дерево, поймал не одну рыбку.
В молодости он снялся в фильмах: «О чем шумит река», «Карьера Димы Горина», «Золото» и остался в истории всегда молодым!
Ольга Кузьмичева