Валерий Жуков: «Я родился для этой професии!»

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ.

Газета «Молодой коммунар» от 16 августа 2011 г.

17 августа актер Тульского академического театра драмы заслуженный артист РФ Валерий Жуков отметит 70-летний юбилей.

 Роман с театром

Более 40 лет на тульской сцене, свыше 80 ролей в спектаклях (не считая ролей в кино и сериалах). Абсолютная, безусловная преданность профессии — и предельно взыскательное отношение к своей работе. Чаще всего актеры подчеркивают, что главное для них — любовь зрителей. Валерий Жуков признается, что для него самая важная оценка — это оценка профессионалов. «Нет, конечно, когда зритель понимает, когда ему нравится, — это приятно, — говорит Валерий Михайлович. — Но профессиональное мнение для меня существеннее. Да я и сам всегда чувствую: это получилось, это — нет».

Валерий Жуков родился в Туле, в 1941 году. Закончив восемь классов, ушел в ремесленное училище. Работал слесарем-сборщиком на заводе, потом в горгазе. 19-летним юношей поступил в театральную двухгодичную студию при Тульском драмтеатре.

— Неожиданный поворот? Да нет, на самом деле все не случайно, — рассказывает Жуков. — Дело в том, что я учился в 39 школе на Красном Перекопе. В те времена этот район считался бандитским. И наша учительница литературы, для того чтобы отвлечь детей от улицы, решила ставить с нами инсценировки классических произведений. Первым был «Недоросль» Фонвизина. До сих пор помню, как я произносил эту реплику: «Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого». Я произносил ее, не читая, не декламируя, а обычным человеческим языком. Мне понравилось, и окружающим, как я понял, тоже…

После «Недоросля» в школьном театре ставили «Бориса Годунова» и «Ревизора», где Жуков уже играл главную роль. Неудивительно, что после такого старта он был обречен на долгий роман с театром. До поступления в студию при драмтеатре Валерий занимался в театральных кружках. Студия — первое профессиональное учебное заведение, в котором учился Жуков, потом был филиал «Щуки» при ТЮЗе — на это время уже играющий на сцене молодой актер вынужден был перейти на работу в Театр юного зрителя.

В 1970-м Валерий Михайлович вернулся в родной ТАТД, где служит до сих пор. Правда, в его актерской жизни был и период исканий — в 1991 году Жуков вслед за режиссером Владимиром Кондратьевым на год уехал в Новосибирск, в театр «Красный факел». Свое решение артист объясняет так: для нашего театра это был не самый лучший период, а он хотел работать на высоком профессиональном уровне. Но сам Кондратьев в Новосибирске пробыл всего год. И Жуков принял предложение провинциального, но очень крепкого театра в Ногинске (Московская область), где прослужил еще пару лет.

— Это хороший театр, и люди там работали прекрасные, но мне уже было за 50, и я почувствовал, что меня тянет к родной земле, в Тулу, — вспоминает Валерий Михайлович…

Жуков перечисляет самые значимые для него роли: Миллер («Коварство и любовь»), Царь («Конек-Горбунок», ТЮЗ), роль первого немца в спектакле «Почем фунт лиха», маркиз («Хозяйка гостиницы»), Аким («Власть тьмы»), Штопнов («Соколы и вороны»). Обращаем внимание на то, что большинство названий — классические. Валерий Михайлович соглашается, что классика ему очень близка: и не только из-за глубины содержания и неумирающей актуальности затрагиваемых в них проблем, но и благодаря благородству и естественности языка. Жуков очень любит Островского и рассказывает, что тот, прежде чем записать придуманную реплику, проговаривал ее вслух: проверял, ложится она «на язык» или нет.

 Один день — один рубль

То, что Валерий Жуков — один из самых востребованных сегодня в кино тульских актеров, — не открытие для нашей публики: мы его регулярно видим на экранах телевизоров. Однако то, что впервые в кино Валерий Михайлович снялся еще в 1960 году, знают немногие.

— Тогда в Туле снимался фильм «Евдокия», — рассказывает Жуков. — Я в то время работал учеником слесаря, ремонтировал внутриквартирное газовое оборудование. Узнал, что требуется массовка, отпросился — и отправился на Ряжский вокзал, где снималась сцена проводов комсомольцев на какую-то стройку. Толпа, кто-то на гармошке играет, кто-то поет… Я постоянно старался протиснуться поближе к камере, а у меня тогда прическа была — волосы торчком. Наверное, из-за этого ассистент режиссера несколько раз прерывала репетицию и просила меня отойти подальше. Я этого не понимал, не слушался, а потом, уже во время съемок, в самый последний момент, вскочил на подножку эшелона… За один день массовке платили 1 рубль. Нет, я не из-за денег пошел, просто было очень интересно. Узнал ли я себя потом на экране? Как будто да. Хотя, может быть, мне просто этого очень хотелось…

Потом, уже будучи актером театра, Валерий Жуков снимался на студии «Беларусь-фильм» в ленте «День возвращения»; на студии Горького в «Красном черноземе», где играл подкулачника-убийцу. Его фото в кинематографических базах данных хранилось много лет, однако настоящая киноработа началась только в начале «нулевых», когда стала возрождаться студия «Мосфильм». Всего Жуков снялся в более чем 40 фильмах и сериалах. Среди них — весьма популярные: «Нина», «Час Волкова», «Исаев», «Висяки», «Институт благородных девиц» и целых 4 сезона «Таксистки», где он сыграл обаятельнейшего Митрича.

Митричи и Палычи

Рассказывая о своей работе в кино, Валерий Михайлович шутит, что уже путается в именах своих героев: Митрич, Палыч, Захарыч, Сергеич — вот такое сложилось экранное амплуа. Однако о «Таксистке» он вспоминает с особенной нежностью — очень хороший, человеческий получился сериал.

— Это добрый фильм, в нем нет агрессии, — убежден Валерий Жуков. — Актеры прекрасные, живые — от них идет тепло, хороший текст, хорошая команда. У режиссера Ольги Музалевой редкий талант подбирать артистов. Ольга молодец — мне приходилось работать с режиссерами, которые на съемочной площадке «играют режиссеров», а она — просто профессионально занимается делом…

Очень интересно было с режиссером Александром Калугиным, он снимал «Висяки». Александр работал актером в Голливуде, я его потом не раз видел в американских фильмах. На площадке — деловая атмосфера. К актерам отношение уважительное. И, конечно, часто вспоминаю Урсуляка и съемки «Исаева». Я играл старика в трактире, подсаживающегося с пивом к Пореченкову. Мне помогло то, что я читал роман «Бриллианты для диктатуры пролетариата» Ю. Семенова, по которому был снят этот фильм, я впитал информацию, атмосферу — и потом все это использовал. На площадке сам многое предлагал, мы продумывали сцену до деталей. На редкость тонкая работа, и приятно, что — совместная…

В беседе с журналистами «Молодого коммунара» Валерий Михайлович признался: бывали ситуации, когда во время работы он терял уверенность в себе, однако — ни разу за всю свою жизнь не сомневался в том, что когда-то сделал единственно правильный выбор:

— Я родился для этой профессии…