Три невесты пенсионера Чмиутина

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Газета «Молодой коммунар» от 12.04.2013

В Тульском академическом театре драмы — премьера спектакля «Ретро» по пьесе Александра Галина в постановке московского режиссера Андрея Любимова.

Пьеса Галина написана давно, в середине 70-х годов прошлого века, однако она все эти годы не сходит с театральных подмостков и всегда имеет успех. Это очень забавная и очень трогательная история об одиноких стариках, не вписавшихся в новую, им непонятную жизнь. И о том, что в любых обстоятельствах и в любом возрасте можно обрести любовь, дружбу и взаимопонимание.

Все начинается с того, что молодой и успешный антиквар Леонид (Дмитрий Чепушканов) решил женить 72-летнего отца своей жены Людмилы (Мария Соловьева) на какой-нибудь старушке. Ну не вписывается бывший деревенский кровельщик Николай Михайлович Чмутин (заслуженный артист РФ Николай Вершинин) в шикарную, почти музейную обстановку его городской квартиры. На «смотрины» приглашаются поочередно три пожилые дамы: бывшая медсестра из психушки, внешне строгая, но на самом деле заводная Нина Ивановна (заслуженная артистка РФ Ирина Федотова), экс-балерина, эксцентричная и очаровательно инфантильная Роза Александровна (заслуженная артистка РФ Елена Попенко) и пожизненная идеалистка, самоотверженная Диана Владимировна (Ирина Васина). Так случилось, что все три «невесты» вдруг оказываются в доме одновременно…

История, начинающаяся как типичная комедия, вдруг переходит в совершенно иную плоскость. И Николай Михайлович, и претендентки на его руку и сердце — в сущности, ужасно одинокие люди. Каждый из них прожил очень тяжелую жизнь, полную трагедий и разочарований. Брошенные, никому не нужные старики, которым даже не с кем поговорить. И вот они неожиданно находят друга друга — и оказывается, не так уж эти люди и стары, и все они умеют: общаться, дружить, любить, прощать, веселиться и радоваться простым вещам. Есть в спектакле сцена без слов: «жених» и «невесты» поют старые песни, танцуют, смеются — и чувствуют себя при этом совсем молодыми. И столько в этой сцене правды, добра и искренности, что щемит сердце.

В спектакле множество действительно удачных актерских работ. Очень точен и обаятелен Вершинин, великолепны старые дамы: по сути, это тройной женский бенефис. Отличная пара Чепушканов — Соловьева, комичная, фарсовая — дуэт получился безупречный, в том числе с точки зрения интонации, ритма и пластики.

И еще об одном: если в прошлом веке Галин назвал эту историю «Ретро», то сегодня она звучит как «дважды ретро». И в этом есть какое-то особенное очарование. Времена меняются, но не меняются люди. И, возможно, этот спектакль поможет многим из нас по-новому посмотреть на своих пожилых родителей, бабушек и дедушек — и понять, что им хочется жить полной жизнью не меньше, чем двадцатилетним.