Темное царство беззакония

MK-3

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ. Газета «Молодой коммунар» от 12 апреля 2016 года
Фото: Сергей ШМУНЬ
Московский режиссер Родион Овчинников поставил на сцене Тульского академического театра драмы им. М. Горького спектакль «Расточитель» по пьесе Николая Семеновича Лескова и сам же сыграл в нем главную роль.
Роль купца Фирса Григорьевича Князева репетировал тульский актер Николай Бутенин, однако буквально накануне премьеры он потерял голос. Ситуация форс-мажорная,и у автора спектакля не было выхода — в главной роли на тульскую сцену вышел он сам. Вышел — и продемонстрировал удивительную актерскую мощь…

Сцена погружена в темноту. На заднике — пустые оклады икон, вместо ликов — чернота. В центре сцены — деревянная конструкция в виде креста. Пьесу «Расточитель», написанную Н. С. Лесковым в 1867 году, современники критиковали за излишнюю пессимистичность. В ней действительно много трагизма и безысходности: автор нарисовал тяжелую картину произвола и ужасающей несправедливости, царящих в России.

Ничто и никто не может остановить алчного, коварного, лишенного совести купца Фирса Князева. Он — негласный хозяин города и для достижения своих целей использует обман, взятки, подлоги, доносы… Не может добиться он лишь одного — любви Марины: ее сердце отдано купцу Ивану Максимовичу Молчанову. Князев придумывает сложную интригу, цель которой — фактически присвоить состояние Молчанова и завладеть Мариной…

Как можно беззаконием подменить закон? Легко, если другие члены общества алчны и малодушны. Кто-то поддерживает откровенную несправедливость из корысти, кто-то из страха. И тогда тот, против кого направлена интрига, оказывается абсолютно беззащитным. Тема, поднятая Лесковым более 150 лет назад, актуальна и сегодня.

MK-2

В спектакле «Расточитель» множество сильных актерских работ. Овчинникову удалось раскрыть тульских актеров с неожиданной стороны. Наталья Дружинина и Анатолий Кирьяков в ролях тещи и тестя Молчанова, Лариса Киеня (Марина), Валерий Жуков (Минутка), Юрий Богородицкий (городской голова) и др. В каждой реплике, в каждом движении — содержательность, объем, точность эмоций и жестов. В роли Молчанова успешно дебютировал Андрей Харенко — кажется, в труппе ТАТД появился очень интересный артист с необычной творческой индивидуальностью.

Одна из самых впечатляющих сцен спектакля — сцена общественного суда над Молчановым. Деревянный крест превращается в стол для заседаний, над ним, по центру — веревка с петлей как метафора однозначной предсказуемости приговора. Сцена кафкианская, поражающая своим абсурдом,— и поэтому еще более страшная…

Возможно, тульские зрители, посмотрев «Расточителя», так же, как и современники Лескова, будут критиковать спектакль за пессимизм, но вряд ли кто-нибудь сможет упрекнуть его в недостатке честности…

Кстати, 19 мая во время Дней Тульской области в Москве артисты ТГАТД сыграют спектакль «Расточитель» на сцене столичного театра «Новая опера».

MK-01