Софье Сотничевской — 95!

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ.

Газета «Молодой коммунар» от 6 мая 2011 г.

8 мая — день рождения у актрисы Тульского академического театра драмы, заслуженной артистки России Софьи Владимировны Сотничевской.

75 лет на сцене

В тот день, когда корреспонденты «Молодого коммунара» пришли навестить Софью Владимировну, она чувствовала себя не очень хорошо и, считая, что неважно выглядит, попросила себя не фотографировать — Сотничевская всегда была и остается истинной женщиной. И прирожденной актрисой — помнит дату, когда в последний раз выходила на сцену ТАТД в «Неугомонной бабушке», тоскует по зрителю, по театру. «А как вы думаете, детка? Мне скоро 95 лет, из них 75 лет я на сцене, сыграла около 200 ролей… И еще у меня был свой театрик — театральная студия, где я с ребятами поставила 18 спектаклей (все — классика) и 8 юбилейных вечеров, посвященных великим писателям: Толстому, Тургеневу, Лермонтову, Бунину…», — Софья Владимировна говорит о работе, которой она посвятила всю свою жизнь, — и глаза ее проясняются, оживают, лицо молодеет. У этой удивительной женщины действительно нет возраста…

— Однажды в Ленинграде меня сбила машина, у меня был перелом основания черепа — с такой травмой редко кто выживает, — рассказывает Софья Сотничевская. — Тогда мой нейрохирург сказал, что если чудо случилось и я выжила, то теперь уж точно проживу до ста лет. Врачи, конечно, были против моего возвращения на сцену, но понимали, что без театра мне не жить, поэтому помогали вернуться к работе. При этом настоятельно советовали мне относиться к себе бережно, «обернуть себя в вату»…

Относиться к себе бережно и быть актрисой — вещи несовместные. Софья Владимировна всю жизнь, в каждой своей роли тратила себя.

 «И на трибуну поставим!»

Сотничевская родилась в Петрограде, в семье потомственного дворянина. Когда она была еще совсем маленькой, родители переехали в Воронеж. Здесь Софья Владимировна сначала закончила планово-экономический техникум и только потом Воронежское театральное училище. Софья Владимировна в разные годы работала в театрах Тамбова, Воронежа, Омска, Львова, в ленинградском Ленкоме. В 1944 году она приезжает в наш город — и сразу становится ведущей актрисой Тульского драматического театра. Лариса из «Бесприданницы», Елена Андреевна из «Дяди Вани», Нина из «Маскарада» — Сотничевскую обожают тульские зрители. В 1963 году актриса сыграла одну из самых своих потрясающих ролей — королеву Марию в «Марии Стюарт».

— Этот спектакль ставил очень хороший режиссер — Александр Шейн, — вспоминает Сотничевская — Он давал актерам свободу: сначала смотрел, что сам артист смог открыть в роли, и только потом где-то помогал, где-то подсказывал. Мы с таким счастьем репетировали, сами придумывали, сами искали и находили выразительные детали. Я, работая над ролью Марии Стюарт, некоторые идеи позаимствовала из романа Стефана Цвейга. Помните, там Мария, отправляясь на казнь, приказала сшить себе красное платье, чтобы кровь не была видна — она даже в этот момент хотела выглядеть безупречно. Я попросила костюмеров сшить мне красное платье и в последней сцене надевала его под белый наряд. Я опускалась в кресло — здесь была долгая пауза. Потом начинала звучать мелодия любимого гавота Марии Стюарт, я тихо-тихо начинала подпевать. Внезапно — глухой стук, это конвойный что-то уронил, этот звук возвращает королеву в реальность. Мой монолог «Ах, пора…» Меня окружают служанки — плачут, прощаются, и одна из актрис незаметно сдергивает с меня верхнее платье. Расступаются — и я уже в красном…

Сотничевская с гордостью рассказывает о том, что Александр Шейн, ставя «Марию Стюарт» в Минске, однажды ей признался: «Я украл у вас несколько придуманных вами деталей…» С Шейном в жизни Софьи Владимировны связана еще одна, довольно забавная история. Лет через пять Сотничевской поступило приглашение из Омского драматического театра с предложением поработать на его сцене.

— Я ответила, что мне нет смысла уезжать из Тулы, — улыбается Софья Владимировна. — У меня и здесь много хороших ролей. А еще зачем-то написала о том, что меня два раза выбирали депутатом Тульского областного совета, что меня сажают в президиум и даже приглашают постоять на трибуне во время демонстраций. Ну и, конечно, спросила, кто у них режиссер. Мое письмо еще больше растравило директора Омского театра: несчастные актрисы ведь никому не нужны, все ищут счастливых. Пришло еще одно письмо: «Вы что, думаете, мы не сможем вас на трибуну поставить?» Только потом я узнала, что в Омске в то время работал Шейн, он и настаивал на моем приглашении…

 «Позвоночный» день

А еще Сотничевскую «переманивали» в свою труппу легендарные Георгий Товстоногов и Игорь Владимиров. Она сыграла на ленинградской сцене спектакль «Твое личное дело» и, несколько раз, роль Юлии в «Последней жертве» Островского. А потом случилось то самое страшное ДТП…

В конце 70-х Софья Владимировна была вынуждена уйти из тульского театра — разногласия с руководством. Сотничевская вернется на тульскую сцену только в 1991 году и сыграет одну из самых блистательных своих ролей — Мод в спектакле «Гарольд и Мод». Ее героиня — пожилая дама, обладающая удивительным жизнелюбием и поразительно молодой душой. Абсолютное попадание в роль…

— Свою студию при Дворце пионеров я создала в 1978 году, в один из самых драматических периодов своей жизни, — признается Софья Сотничевская. — А с 1993 года я руководила студией классической драматургии при Доме-музее Вересаева. 11 моих ребят остались в профессии. Один парень сегодня преподает в Вахтанговском училище режиссуру и актерское мастерство, двое бывших учеников работают в Тульском театре драмы: Максим — радистом, Наташа Забарова — актриса. Андрей Зотов — актер Белгородского театра драмы. Алексей закончил Воронежский театральный институт, поработал в Санкт-Петербургском театре сказки, а сейчас в Подмосковье, на телевидении. Лена, которую я уговорила поступать на вокальное отделение в консерваторию, — солистка Калужской филармонии. К сожалению, было много удивительных, талантливых ребят, которые не стали поступать на актерское из-за того, что родители этого категорически не хотели. Была у меня девочка — прелестная, естественная, с настоящим актерским талантом, — так мама очень хотела сделать из нее модель. Я убедила, что не надо, что это пошло. И вот теперь эта девочка, закончив медучилище, работает где-то в поликлинике… А Юля? Она так хорошо сыграла в «Попрыгунье» по Чехову — а учится в школе милиции. Зачем?..

Ученики обязательно поздравят свою наставницу с днем рождения. Это происходит каждый год — кто-то лично, кто-то по телефону. «8 мая у меня „позвоночный“ день», — шутит Сотничевская.

Когда мы уходили, Софья Владимировна сказала, что единственное, о чем она сожалеет, — не поставила красивую точку в своей профессиональной карьере, что не простилась со зрителем. Софья Владимировна! Тульский зритель вас любит, не хочет с вами прощаться и надеется вновь увидеть вас на сцене. Здоровья вам и оптимизма!