Счастье по плану

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Газета «Молодой коммунар» от 15.05.2012

В Тульском академическом театре драмы — последняя премьера сезона: спектакль «Счастье мое… (Бумажный патефон)» по пьесе А. Червинского.

  Закрытый занавес превращается в экран, на который проецируются кадры кинохроники послевоенного времени. Здания, пострадавшие от бомбежек, пока не восстановлены, на улицах еще остались противотанковые «ежи»… А вот лица у людей счастливые и полные надежд: война кончилась, самое ужасное позади, начинается мирная жизнь.

Действие пьесы Червинского происходит в 1947 году. Это особенное в жизни нашей страны время: нанесенные войной страшные раны еще не зажили, люди живут в нищете, однако их желание обрести простое человеческое счастье безгранично. Главная героиня спектакля Виктория — сирота, выросшая в детдоме. У нее нет ни крыши над головой, ни родных. Только раскладушка в ботаническом кабинете школы, где она работает пионервожатой. Зато у Вики есть мечта о счастье — пусть наивная, похожая на сказку, зато искренняя и страстная. А еще — план, как это счастье достичь. Первый пункт в плане — родить дочь…

Спектакль «Счастье мое…» — это пронзительная и трогательная история любви двух молодых людей: Виктории и военного курсанта Семена. Счастливая ли это любовь? Да, потому что настоящая. И — одновременно — несчастная: с нравственным испытанием, жертвенностью и трагической обреченностью.

«Счастье мое…» Червинского критики называют одной из лучших советских пьес о послевоенном времени, она выдержала множество постановок в самых разных российских театрах. Главный режиссер ТАТД Дмитрий Краснов, решивший поставить ее на тульской сцене, сделал ставку на молодых талантливых актеров Полину Шатохину и Сергея Пыжова. И не ошибся: ребята играют эмоционально, тонко, с предельным вниманием к психологическим нюансам, но самое главное — правдиво.

Полина Шатохина создает образ девушки очень юной, чистой, почти ребенка — и в то же время удивительно взрослой. Ведь возраст души определяется не числом прожитых лет, а количеством перенесенных страданий. А страдать Вике пришлось столько, что на несколько жизней хватит. Отсюда эта удивительная мудрость и способность прощать. Сергей Пыжов играет благополучного парня, будущего дипломата, его юность в военные годы складывалась не так трагично, как у Виктории, поэтому он моложе ее на целую жизнь. Но любовь заставляет его быстро повзрослеть.

Еще одни важный персонаж — опекающая Вику и фактически заменяющая ей мать директор школы Лидия Ивановна (заслуженная артистка России Наталья Савченко). Строгая, в черном платье и с корзиночкой из кос по моде 40-50-х гг., Лидия Ивановна постоянно присутствует на сцене. Точнее — в углу сцены, за столом с лампой. Она наблюдает за тем, как развиваются отношения Вики и Семена, и иногда даже комментирует происходящее — с любовью и грустной иронией.

В спектакле есть еще ряд выразительных персонажей — например, молчаливый и интеллигентнейший учитель Оскар Борисович (Николай Бутенин). И пять женщин — вдов в белых платьях с черными платками. Они ничего не произносят, однако их пластические сцены говорят больше, чем это могли бы сделать слова. Нет ничего страшнее потери любимых отцов, мужей, братьев, сыновей. И нет ничего более поразительного, чем способность женщины продолжать жить, несмотря ни на что, и надеяться на любовь и счастье.