Самая органичная

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ.

Газета «Молодой коммунар» от 9 сентября  2011 года

Сегодня актриса Тульского академического театра драмы, заслуженная артистка России Ирина Васильевна Федотова отмечает юбилей.

 Место рождения: метро

На вопрос, где она родилась, Ирина Васильевна отвечает неожиданно: «В Москве, в бомбоубежище» И уточняет: «Станция метро «Маяковская». Это был страшный сентябрь 1941-го. Кстати, их — рожденных в том году в московском метро — всего около 80-ти.

— У нас была обычная семья: папа — мастер-литейщик, в первые дни войны его отправили с заводом в эвакуацию, — рассказывает Ирина Васильевна. — Мама — домохозяйка, нас же было в семье трое детей. Она осталась в Москве, она всю жизнь Москву очень любила…

После войны отца перевели в Минск строить автозавод — и вся семья переехала в столицу Белоруссии. Там Ирина закончила школу и поступила в Белорусский театрально-художественный институт. История классическая: на подготовительные курсы, а затем на вступительные экзамены Федотова отправилась за компанию с подружкой — красавицей, мечтающей стать артисткой. Ирина поступила, а ее подружка — нет… Впрочем, никакой случайности в том, что произошло, нет: есть такое понятие «природный талант», его в Федотовой педагоги разглядели сразу же.

О студенческих годах актриса вспоминает с теплотой. Вуз был очень сильным, и с педагогом ей повезло: профессор Орлов, ученик самого Дикого — известного актера Малого театра. Но главное — именно здесь Ирина познакомилась со своим будущим мужем Александром Иосифовичем Поповым. Он тогда тоже учился на актерском.

— Мы дружили несколько лет, а на 4-м курсе поженились, — продолжает Ирина Васильевна. — Мало кто знает, но он — очень талантливый актер, трагедийный, с редчайшим темпераментом. Но режиссурой занимался буквально с первого курса — у него ведь отец был режиссером…

 Второй учитель

Ирина Васильевна рассказывает (и показывает), как она и Александр Иосифович на 1-м курсе делали этюд. Он — паромщик, она — деревенская женщина, которой надо отвезти упрямую и капризную козу к ветеринару на другой берег реки. Коза упирается, вырывается, а после того как ее все-таки удается затолкать на паром, на середине реки вдруг сигает в реку, а ее хозяйка — за ней, спасать… Получилось очень забавно.

— Когда мы играли вместе, Александр Иосифович всегда внимательно следил за мной режиссерским взглядом, — признается Ирина Васильевна. — Он — мой второй учитель.

Однажды Ирина и Александр с большой студенческой компанией отправились в велопробег по западной Белоруссии. Ландшафт там непростой: то подъем, то спуск. Некоторые ребята не выдерживали, сходили с трассы. Ирина не сдавалась до последнего, а Попов ей помогал — подталкивал за седло, когда она окончательно выбивалась из сил. Во время этого путешествия они побывали в нескольких белорусских городах, но больше других им понравился Брест — по-европейски чистый и ухоженный.

— Мы тогда решили, что было бы здорово здесь работать, и когда нас пригласили в Брестский театр, согласились с радостью, — вспоминает Федотова. — Мы прожили в Бресте 7 лет, и все эти годы я была счастлива. Несмотря на то, что уже через год Саша уехал в Ленинград к Товстоногову, учиться. Конечно, тяжело, но мне скучать было некогда — работала много, а потом родилась наша дочь Маша… Помню день приезда в Брест — нам выделили комнату в старом польском доме. Мы зашли — и оцепенели. Ворох мусора, грязь, какие-то бутылки, потолок черный… Я села и заплакала. А Саша — тогда ему был всего 21 год, совсем мальчик — тут же отправился в магазин за обоями и краской. Он побелил потолок, мы оклеили стены обоями, такими зелененькими. И еще у нас торшер был тоже зеленый — нам на свадьбу подарили. Комната получилась красивая, уютная — и всегда летняя…

 Жена режиссера

Вслед за мужем Ирина Васильевна много раз переезжала из города в город: работала в Красноярском, Вологодском, Свердловском, Куйбышевском театрах. Жена режиссера — это почти жена офицера. Даже если она актриса (и очень хорошая актриса), жена — все-таки главное. Во всяком случае, так считает Ирина Васильевна.

— Я никогда ни на что особенное не претендовала, — подчеркивает Ирина Васильевна. — И Александр Иосифович в этом смысле всегда был крайне щепетилен. Только один раз проявил жесткость, когда приехал в Свердловск. Местный начальник управления культуры спросил: «Нельзя ли вашу жену устроить в ТЮЗ?». Наверное, «семейственности» не опасался. Саша категорически отказался…

Вы знаете, были даже случаи, когда какой-либо другой, очередной режиссер брал меня в спектакль, а Александр Иосифович вычеркивал. Тот опять вписывает, а Саша — вычеркивает… Дважды меня с роли снимал. Как-то начал репетировать спектакль со мной, а потом сказал: «Нет, ты слишком сексуальна, Ира, мне здесь нужно совсем другое»…

Я никогда не просила у него роль. Понимала, что актерская среда сложная: мне бы, может, это и простили, а ему — нет. Никогда не признавалась, например, что всю жизнь мечтала сыграть Катерину в «Грозе». И когда он решил поставить «Грозу» и назначил меня на роль Феклуши, переживала. Но при этом я всегда была счастлива. Я прожила очень счастливую жизнь: и в личном, и в семейном, и в творческом плане. Зрители меня любили, и режиссерам я нравилась — в молодости всегда играла героинь. С коллегами-актерами тоже всегда были хорошие отношения: как-то они даже коллективное письмо написали в управление культуры — для того, чтобы заступиться за меня перед Поповым. Он тогда меня снял с роли, и они были убеждены, что несправедливо. Смешная история… И здесь, в Туле, было много трогательного. Помню, после репетиции он меня ругал за кулисами, а Миша Матвеев подошел и сказал: «Ты все равно самая органичная…»

Ирина Васильевна вспоминает самые дорогие для нее спектакли, сыгранные на тульской сцене: «Королевские игры», «Дурацкая жизнь», «Именины на костылях» и, конечно, роль кормилицы в «Ромео и Джульетте».

— Часто ли Александр Иосифович меня хвалил? Когда нужно, хвалил, когда что-то не получалось — ругал. Но он всегда был справедлив ко мне. Он вообще был очень справедливым человеком. Вы не знаете, как он меня любил. «Вечная любовь» — это про нас…

От редакции: так получилось, что в нашей предъюбилейной беседе с Ириной Васильевной большую часть времени мы вспоминали Александра Иосифовича. По-другому, наверное, и быть не могло — слишком мало времени прошло со дня его ухода… «Молодой коммунар» поздравляет Ирину Федотову с днем рождения и признается в любви к прекрасной, умной, очаровательной и «самой органичной» актрисе.