Под вальс и колокольный звон

Автор: Марина ПАНФИЛОВА

Газета «Тульские известия» от 07.02.2012

Новую пьесу сибиряка Степана Лобозерова поставила в Тульском академическом театре драмы питерский режиссер Марина Александрова. Некоторое время назад на этих подмостках уже демонстрировалась его «народная комедия» «Именины на костылях», на этот раз вниманию зрителей представлена притча-размышление «В ста шагах от праздника».

У произведений драматурга удачная судьба, они часто ставятся и с успехом идут на сценах многих отечественных театров. О новой пьесе автор высказался так: «Я здесь поднимаю проблемы интеллигенции – врачей, педагогов, культработников, которые оказались в тяжелых условиях. Если они смогут адаптироваться в современной жизни, но при этом не пойдут на поводу у обстоятельств, не научатся «урывать», как говорит один из героев, тогда нам можно надеяться на лучшее…»

Действие происходит на окраине маленького городка недалеко от храма, в день церковного праздника – доносящийся колокольный звон становится главным смысловым акцентом. Сюжет незатейлив: две семьи хотят обменять жилплощадь – жалкую квартирку  на «белый дом возле синей реки». Художник Александр Дубровин весьма точно, но деликатно иллюстрирует описанное Лобозеровым место – «хрущобу», недостатки которой в виде щелястого пола или канализационного стояка посреди комнаты странноватый хозяин Виктор Петрович (Андрей Сидоренко) пытается замаскировать позаимствованными у соседа ковриком, торшером, вазой с искусственными цветами. Но вид остается все равно нежилым – это дом без хозяйки, которая умерла, и «стержня не стало», как жалуется всем неприкаянный вдовец. Это типичный чудак, каких немало в произведениях этого автора. Он подкупает зрителя своей наивностью, простодушием, таким же предстает и его сын, тинейджер Игорь (Антон Архипов). С ними проживают представители старшего поколения — Федор Петрович и Ксения Семеновна. Очень трогателен дед, «вечный шофер», которого в разных составах играют Валерий Жуков и Николай Бутенин. Актеры произносят совсем немного реплик, но этого достаточно, чтобы показать человека, обладающего высшей мудростью – умением избегать суеты житейской.

Бабушку, бывшую продавщицу, колоритно и с удовольствием показывают Людмила Гамуряк и Ирина Федотова, и обе подчеркивают наличие в натуре этого «тертого калача» – особы, много повидавшей и пережившей на своем веку,— доброты и сердечности. Она тоже мудра, но мудростью житейской – «нас не проведешь», и, по сути, становится своеобразным двигателем происходящих событий. Не желающая переезжать «на природу» престарелая интриганка идет на разные ухищрения, чтобы обмен сорвался. Ее можно назвать и главным действующим лицом: ключевую фразу «праздник всегда с нами» под тот самый перезвон произносит именно она, вынуждая окружающих поднять глаза от земных хлопот к небу.

Эффектная «собственница» загородного особняка Ирина Николаевна (Наталья Дружинина, Любовь Спирихина) предстает перед этим семейством существом неземным, далеким от бытовых проблем. Даже не верится, что она только что ехала на телеге, поджав ноги в шерстяных носках и калошах, и уговаривала плачущую старшеклассницу-дочку (Мария Соловьева) потерпеть, чуть схитрить – и все наладится. Ведь на деле их элитное жилье – недостроенный дом без «удобств» и отопления, в котором две эти бедолаги умудрились пережить зиму, после того как сбежал от невзгод глава семейства. Актрисы играют свою Ирину по-разному, но каждая не осуждает, а понимает и как-то оправдывает героиню, пытающуюся выпутаться из проблем, но сумевшую вовремя остановиться и не переступить опасную черту, не совершить подлость. Она приходит в квартиру Виктора Петровича, успев где-то переодеться в стильные шмотки, и старается выдать себя за богатую даму, но потом, не выдержав, резко, словно маску,  снимает парик, вновь становясь собой.

По сути, все герои проходят проверку на человечность, каждый из них в определенный момент должен самому себе ответить на вопрос, зачем он родился. Здесь много подтекста, и финал несколько неправдоподобен, поэтому по жанру пьесу можно отнести к притчам. Недаром Лариса Козлова сделала центром музыкальной партитуры спектакля колокольный звон, будто уносящий героев к небесам, да еще песню «Осенние листья», рефреном проходящую через все действие. Правда, иногда этот музыкальный ритм прерывает назойливая реклама из динамиков – оголтелость сегодняшнего дня напоминает всем этим неудачникам, что надо быть ловкачами «по жизни».

Поначалу непохожим на других предстает Семен (Геннадий Вершинин), которого бабка кличет Колобком за умение «везде подкатиться». Этот персонаж умен и в меру предприимчив, но одинок и жалок и заглушает тоску веками проверенным способом. А под конец вдруг выливает остатки горькой и начинает проповедовать, что «все мы друг другу братья и сестры», рассуждать об утерянной духовности и необходимости жить правильно. К счастью, тонкий актер умудряется смягчить авторский пафос: произносит реплики с правильно найденными интонациями, словно смущаясь собственных слов…