Памяти артистов

Автор: Ирина МИХАЙЛОВА

Газета «Молодой коммунар» от 19.02.2013

В феврале этого года незабываемым актерам Тульского академического театра драмы, заслуженной артистке РФ Риме Асфандияровой и народному артисту РФ Николаю Казакову исполнилось бы по 75 лет.

Рима Газизовна ушла из жизни в 2007 году, Николай Алексеевич — в 2005-м. Невосполнимые потери для тульского театра драмы — впрочем, за последние годы он пережил слишком много знаковых потерь, каждая из которых могла его подкосить. Но ТАТД живет и развивается, и одна из причин его стойкости — бережно сохраняемая всеми, кто здесь работает, память о людях, которые в разные годы создавали театр и блистали на его сцене.

Рима Асфандиярова и Николай Казаков в пантеоне тульских актеров занимают особенное место. Оба — удивительно красивые, яркие, потрясающе талантливые, настоящие кумиры поколения 60-70-х. Они были актерами-«шестидесятниками», если можно применить к их профессии этот термин. Асфандиярова и Казаков в своих работах воплощали оттепельную эстетику своего времени — наполненную надеждами, идеалами и верой в добро и благородство.

Рима Газизовна приехала в Тульский драматический театр в 1969 г. по приглашению тогдашнего директора театра Л. Я. Брустина, как раз в это время в нем появился и новый главный режиссер — Р. П. Рахлин. Асфандиярова дебютировала на тульской сцене в двух ролях: киргизской матери Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова и польки Гелены из «Варшавской мелодии» В. Зорина. Обе работы были прекрасными, эти спектакли тульские театралы помнят до сих пор. Асфандиярова быстро стала ведущей актрисой: Лариса в «Бесприданнице» А. Островского, Эмилия Марти в «Сред стве Макрополуса» К. Чапека, Лиза Каренина в «Живом трупе» Л. Толстого, Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу, Филумена Мартурано в одноименной пьесе Э. де Филиппо…

У Римы Газизовны была еще одна, очень важная сфера творческой реализации — моноспектакли: «Бег времени» о жизни и творчестве Анны Ахматовой, «Час души» о Марине Цветаевой, «Ночные голоса» Н. Шмелева, «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев), «О Борисе Пастернаке», «Прелестница Амхерста» У. Люса, с которыми она выступала на самых разных площадках, в том числе в школах и библиотеках. И в которых по-иному раскрывался ее многогранный талант.

Николай Казаков — выпускник ГИТИСа, в Туле с 1959 года. Начинал в ТЮЗе, в 1962 году был приглашен в труппу тульского драмтеатра, где он проработал до конца своей жизни.

В жизни Николая Алексеевича кино опередило театр. Советский кинематограф сразу же увидел в нем героя своего времени — порядочного, скромного, одухотворенного молодого человека. Казаков снялся в фильмах «О чем шумит река», «Карьера Димы Горина», пробовался на главную роль «Баллады о солдате», дружил с. Крамаровым, А. Джигарханяном, В. Высоцким.

И все-таки главным в его жизни стал театр. На тульской сцене Николай Алексеевич сыграл более 100 ведущих ролей: Освальд в «Привидениях» Г. Ибсена, Паратов в «Бесприданнице» А. Островского, Астров в «Дяде Ване» А. Чехова, Каренин в «Анне Карениной» по Л. Толстому. Он был очень убедительным, органичным, мощным, с безупречным вкусом и чувством меры актером. И настолько красивым и харизматичным, что его не раз называли своим «самым любимым артистом» зрители и зрительницы всех возрастов и поколений.

Они встречались на сцене — Рима Асфандиярова и Николай Казаков. В спектакле «Когда лошадь теряет сознание» по Ф. Саган, в «Бесприданнице» А. Островского, в «Варварах» М. Горького. И это всегда был очень сильный, эмоциональный и впечатляющий дуэт.

В жизни любого театра есть периоды, связанные с именами определенных актеров. Эпоха Римы Асфандияровой и Николая Казакова — одна из самых ярких страниц в истории Тульского академического театра драмы.