Олигарх, герой и отличница

Автор: Ирина Скибинская

газета «МОЛОДОЙ КОММУНАР» от 23 марта 2010 года

Новый спектакль Тульского академического театра драмы «Одноклассники» по одноименной пьесе известного писателя, драматурга, публициста, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова стал событием, которого давно ждали тульские зрители.

Судьба пьесы «Одноклассники» довольно нетипична: сразу после публикации, ее буквально расхватали провинциальные театры. А в Москве за этот материал взялся лишь Театр Советской Армии. В одном из своих интервью Поляков признался, что 12 столичных театров отказались ставить его пьесу, при этом автор убежден, что причина отказов — ее остросоциальная направленность, чуждая буржуазной театральной Москве.

Главный конфликт в пьесе – действительно социальный. На сорокалетие Ванечки Костромитина, героя-афганца, ставшего в результате ранения инвалидом, фактически не реагирующим на внешний мир «овощем», собираются его бывшие одноклассники. Компания получилась разношерстная: бывшая девушка героя, в прошлом – отличница и комсомолка, сегодня – скромная учительница литературы, спившийся и бомжующий поэт, православный батюшка, королева красоты областного масштаба, которая после победы на конкурсе стала дорогой содержанкой, эмигрант- неудачник, приехавший навестить родной городок, местный олигарх – полубандит, баллотирующийся в мэры. И мама героя, пенсионерка – как говорит она сама, «верующая коммунистка» В общем, представители всех (по Полякову) существующих сегодня в России «классов».

Модель на первый взгляд простая, почти прямолинейная. Однако талант Полякова, его редкие для сегодняшних авторов драматургическое чутье и умение писать точный, вкусный, насыщенный юмором текст, превращают «типажи» в живых людей. Герои вспоминают прошлое – и постепенно счищают с себя наросшую за годы коросту условностей, соответствующих имиджу. Они становятся такими, какими были тогда, в школе: юными, пылкими, искренними. Им важно именно сейчас и здесь рассказать о себе правду и понять, почему их жизни сложились не так, как могли бы сложиться. Почему, например, «отличница» долгие годы поддерживает миф о большой любви к герою, когда на самом деле была влюблена в будущего олигарха… Одноклассники исповедуются – и почему-то не батюшке, а Ванечке, который за годы «отсутствия» стал для них не человеком, а символом чего-то очень важного, настоящего.

«Одноклассники» оказались именно тем материалом, который позволил удивительным образом раскрыться многим тульским актерам. Потрясающе играет Светлану заслуженная артистка РФ Ольга Красикова. За внешним обликом вечной отличницы скрывается страдающая и страстная женщина, которая всю жизнь обманывала себя и других – из ложного понимания чувства долга. Сцену во втором действии, где из Светланы с болью рвется правда, Ольга играет с такой самоотверженной открытостью, что зрительный зал буквально «пробивает» до самого последнего ряда. Точен Игорь Лучихин (олигарх) — конечно, его герой жесток и циничен, но по-своему обаятелен и очень уязвим. Среди безусловных актерских удач – батюшка в исполнении Сергея Афоничева, кажется, каждая реплика этого героя вызывает смех и сочувствие зала. Как всегда, трогательно женственна и органична заслуженная артистка РФ Ирина Федотова в роли мамы Ванечки. Необыкновенно хороша заслуженная артистка РФ Любовь Спирихина («королева красоты»), и поэт-бомж (заслуженный артист РФ Андрей Сидоренко) — узнаваем и достоверен. Отдельное спасибо – Сергею Пыжову (Ванечка). Актер в течение почти трех часов сидит на сцене в инвалидном кресле абсолютно неподвижно, с застывшим выражением лица, как это ему удается – загадка…

В «Одноклассниках» все хорошо: пьеса, работа режиссера-постановщика, (народный артист РФ Александр Попов), художественное и музыкальное оформление, актерский ансамбль. Но эти факторы – ни по отдельности, ни в сумме — никогда не могли гарантировать успех спектаклю. Всегда есть нечто еще, некая тайна, которая превращает театральное действо в жизнь, возможно, даже более реальную, чем та, которой живет зритель. И эта тайна в «Одноклассниках» есть…

Ирина СКИБИНСКАЯ.