Ностальгия по ретро

Автор: Марина ПАНФИЛОВА

Газета «Тульские известия» от 19.04.2013

«Мне захотелось поговорить со зрителями о доброте, о любви к ближнему, напомнить, какими они были в прошлом: ведь у каждого из нас живет в душе воспоминание о детстве, как о потерянном рае, когда родители были молодыми, а все дни?– солнечными»,?– сказал после премьеры спектакля «Ретро» на сцене Тульского драмтеатра режиссер Андрей Любимов.

Это произведение было написано Александром Галиным в 1979 году и тогда было невероятно популярно. Здесь есть все, что необходимо репертуарной вещи: занимательная фабула, бенефисные роли, ностальгические нотки и смешные репризы. Но в сегодняшней ее постановке те акценты, что были выдвинуты драматургом на первый план, заретушированы. Крепкая сюжетная основа этой образцовой, «хорошо сделанной» пьесы советской поры никуда не делась, зато социальный пласт, безнадежно устаревший, почти проигнорирован. Такие позорные явления, как накопительство, стяжательство и отсутствие у некоторой части молодежи духовных интересов, в спектакле уже не выпячиваются, да и в современной жизни такими вещами уже никого не напугать. Это история о том, как зажиточные молодые супруги Людмила (Мария Соловьева) и Леонид (Дмитрий Чепушканов, Андрей Нецветаев) решили женить престарелого отца Люды, которого в разных составах играют Геннадий Вершинин и Валерий Жуков, устроив у себя на дому смотрины пожилых невест.

Все делается исключительно из благих побуждений?– чтобы отвлечь овдовевшего Николая Михайловича от грустных мыслей. Он, став одиноким, переехал в Москву из провинции, где всю жизнь проработал кровельщиком. И теперь страдает от одиночества, чувствует себя лишним в этом богатом доме, охотно общаясь только с подлетающими к окошку голубями. По стечению обстоятельств все три претендентки на его руку?– сумасбродная балерина (Елена Попенко), строгая экс-медсестра (Ирина Федотова) и добродушная мать семейства (Ирина Васина)?– являются одновременно, отчего конкурс невест превращается в недоразумение.

Житейская история, что разыгрывается в антикварных декорациях, с деталями в биографиях персонажей, понятна во все времена. Вечная тема отцов и детей, одинокой старости. Родители стареют и остро ощущают свою ненужность, молодые пытаются им помочь на свой лад, а старики не ценят их стараний. Вот и здесь усталый, растерянный человек раздражается по поводу прихода трех дам, говорит с ними грубо, так что гостьи уходят. Но «невесты» не обижаются и под разными предлогами одна за другой возвращаются в квартиру и пытаются понравиться Николаю Михайловичу. Трем великолепным актрисам в этом комедийном спектакле удалось избежать фарса, их героини?– мудрые, терпимые, способные сопереживать и радоваться даже мелочам. И художник по костюмам Елена Погожева сумела не обезобразить их старческими или эксцентричными костюмами: перед зрителями предстают три дамы с чувством собственного достоинства.

В прежние времена идеологический антагонист старика Леонид был эдаким прожженным дельцом, здесь же он показан интеллигентным человеком, потерявшим свое место в жизни. Бывший историк, который теперь торгует антикварной мебелью, в конце первого действия произносит свой монолог с горечью, с тоской в глазах, и зрители ему сочувствуют: сколько народу у нас, спрятав свои дипломы подальше, вынуждены работать не по специальности. И Людмила?– не стерва советского замеса, а заботливая дочь, переживающая за отца, у которой что-то не ладится в жизни, но «грузить» больного старика своими проблемами она не хочет. Эта пара во втором действии появляется в квартире в разгар веселья, когда на старом граммофоне звучат песни-ретро (замечательно подобранные Ларисой Козловой), и … вызывает жалость. Они в трактовке режиссера?– порождение дня сегодняшнего, «наглухо застегнутые», не знающие откровенных бесед, уже усвоившие заокеанский принцип «это твои проблемы». Что-то меняется в их глазах, когда старик, уже с просветленной душой, уезжает в деревню, где остался домик покойной сестры. Причем все три претендентки в невесты соглашаются отправиться вместе с ним.

Тридцать лет назад и этот момент звучал иначе, более оптимистично: пожилой человек покидает душную Москву и?– на свежий воздух, ближе к природе. Что ждет его там в наши дни, понятно каждому: доживать вместе с такими же старыми горемыками в глуши, где нет цивилизации, и такой финал выглядит трагично. Но создатели спектакля, в том числе художник Ирина Блохина, все-таки вселяют в зрителей надежду, когда поднимаются вверх арки-своды квартиры и остаются старинные фонари, а на заднике проектором воспроизводится ночной, ярко освещенный перрон. Грусть неизбежна, на вокзале люди всегда печалятся, расставаясь с близкими. Но свет от фонарей проникает в души, когда двое молодых людей, как когда-то Николай Михайлович, ставят на подоконник блюдце с кормом для голубей и смотрят в небо. А потом им в ладонь опускается невесть откуда залетевшее перышко?– легкое, почти невесомое, как те чувства, которыми нас призывают дорожить.