На нерве

Автор: Марина ПАНФИЛОВА

Газета «Тульские известия» от 31.01.2013

В постановку «Камерная сюита», показанную на малой сцене Тульского академического театра драмы, вошли отрывки из произведений Леонида Зорина, Федора Достоевского и Габриэля Гарсиа Маркеса – самостоятельные работы молодых актеров, которые весной прошлого года были показаны на конкурсе, объявленном Тульским отделением СТД.

Как пояснила заместитель председателя этой организации заслуженная артистка России Наталья Савченко, эти три мини-спектакля были созданы в свободное от основной работы время и затем объединены их коллегой Евгением Маленчевым в единое действо. Основные задачи проекта – развитие творческого потенциала, способности к самореализации личности, а также поиск оригинальной формы театрального представления.

После просмотра публика какое-то время пребывала в несколько ошарашенном состоянии, говорить об альтернативном театре, несомненной удаче всех без исключения участников не хотелось. Зрители молча шли к выходу, бережно унося то настроение, что подарили им своей откровенной – на нерве! – игрой актеры, которые в течение двух часов обращались к душам присутствующих, раскрывая перед ними свои – нараспашку.

В процессе показа артисты приносили и уносили нехитрый реквизит, а на экране, заменяющем декорации, проецировались то снежный январь послевоенного времени, то страничка из рукописи Федора Михайловича, то усталый взгляд гениального колумбийского писателя средь абстрактных сполохов.

Первый отрывок – «Варшавская мелодия» – начался прямо в зале, когда Он и Она повстречались на концерте, и затрагивал тему всегдашней обреченности любви. В пьесе Леонида Зорина ведется рассказ о том, как принятый в 1947 году закон о запрете браков с иностранцами разлучил советского парня и юную польку. На сцене актеры Лариса Киеня и Дмитрий Чепушканов играли именно про любовь. Модная нынче тема политики и режима отошла на второй план, а главная мысль: и мощные сверхдержавы не властны над чувствами, так же, впрочем, как и время.

Блаженный, с просветленным взглядом князь Мышкин, которого убедительно сыграл Владимир Нецветаев, заставил зал притихнуть: герой Достоевского, которого называли «совестью больной эпохи», говорил о сегодняшнем дне. Идеи гуманизма, братства, равенства, противостояния несправедливым законам общества по-прежнему берут за живое каждого, но вряд ли когда-нибудь будут по-настоящему услышаны этим самым обществом. Но, по сути,  человек, которого окружающие почитают за идиота, – единственный нормальный, остающийся чистым, несмотря на соприкосновение с грязью окружающей действительности. Раздирающий душу накалом страстей, Мышкин – Нецветаев молил о справедливости, и словно прозревал рядом с ним чиновник (Антон Архипов), к которому, как к аудитории, он обращался.

Труднейший жанр, который почти не практикуется сегодня на сцене, – моноспектакль: редкий актер, в одиночестве стоя на подмостках, может заставить зал внимать. Но именно так Полина Шатохина показала собравшимся мир теней и света Маркеса, пронизанный его переживаниями, впечатлениями, ассоциациями, прочитав главу из «Осени патриарха». Эта среда постепенно рождалась перед глазами зрителей, и ее населяли странные персонажи, которых исполнительница изображала словами, интонациями, жестами. Генерал Родриго де Агилар, тиран, уставший правитель, демоническое существо, жаждущее счастья, он примитивен и утонченно надменен, всесилен и мелок. Красотка Мануэла – дикий цветок, выросший в бедном квартале, мечта, аллюзия, внезапно исчезающая при солнечном затмении. И рассказчик, незримый, насмешливый, заставляющий зрителей и смеяться, и утирать слезы.

– Это один из самых любимых авторов, но когда бралась за «Осень патриарха», волновалась очень сильно, – рассказала после показа молодая актриса. – Мечтаю сделать полноценный моноспектакль по роману Маркеса, знаю, что будет очень сложно: здесь невероятно трудный ритм, который необходимо выдержать, иногда просто задыхаешься… Мне помогали поработать с этим отрывком мой муж, актер Евгений Маленчев, и наш друг из Москвы, хореограф Лев Шелеспанский, который советовал, как двигаться, подсказывал танцевальные па, пластику…

Правлением Тульского отделения СТД эта работа единогласно была признана лучшей, и в качестве награды в апреле этого года Полина Шатохина поедет в столицу на XIX всероссийский фестиваль «Золотая маска».