Магия сцены

Автор: Марина ПАНФИЛОВА

Газета «Тульские известия» от 27.08.2012

Вспоминается эпизод двадцатилетней давности: в Музее самоваров идет вечер, посвященный дню рождения  В. В. Вересаева, выступает театр-студия Софьи Сотничевской. И юная Наташа Забарова вдохновенно читает один из рассказов Викентия Викентьевича, словно увлекая зрителей за собой в иной мир…

Тогда она училась на машиностроительном факультете в ТулГУ, куда поступила по настоянию родителей-инженеров. До этого были попытки проявить себя в кружках школьной художественной самодеятельности, мечты о сцене, о съемках в кино – кто из девчонок в детстве не болел этим? Но лишь малый процент мечтательниц пытаются претворить в жизнь детские грезы и поступить в театральный вуз. Тулячка Наташа Забарова, получив аттестат зрелости, не раздумывая отправилась в Первопрестольную и подала документы сразу в «Щуку» и в ГИТИС, но…

– Решимость у меня была, а вот серьезная подготовка отсутствовала: сама что-то разучила, и, конечно же, этот детский лепет не произвел впечатления на приемную комиссию – меня сразу отсеяли. Огорчилась, но не сломалась: почему-то оставалась в душе уверенность, что все равно буду актрисой. А пока уступила родителям, записалась на подготовительные курсы в «политех» и благополучно выдержала вступительные экзамены. Заодно убедилась, что жизнь состоит не из одних лишь черных полос. Так что по первому образованию я  инженер-технолог, и не тужу о пяти годах, потраченных на получение диплома: веселое студенческое братство, замечательные друзья, побеги с лекций, общие шпаргалки – не представляю, какой была бы моя жизнь без всего этого…

На первом курсе Наташа пыталась посещать студию «Риск» при ТулГУ, но времени катастрофически не хватало, бывшая школьница никак не могла приноровиться к новому расписанию, и репетициями пришлось пожертвовать. Но, будучи уже третьекурсницей, она случайно узнала, что есть самодеятельный театр, которым руководит легендарная тульская актриса Сотничевская.

– Именно Софья Владимировна открыла для меня мир кулис, по-настоящему влюбила в профессию. А сколько доброты, любви вкладывала она в учеников… Репетиции были словно священнодействием, мы трепетно творили, перевоплощаясь в персонажей Островского, Тургенева, Лермонтова, Пушкина, современных авторов. Ставили водевили, драмы, комедии, пьесы о войне и лирические произведения о любви – все в духе классической театральной школы. А потом еще подолгу засиживались, вели  разговоры о жизни, один парень пел под гитару свои песни, и были такие уютные вечера в кругу единомышленников. Согревало это ощущение нужности, причастности к чему-то важному, радость от того, что у тебя столько хороших друзей: именно такая атмосфера царила там благодаря Сотничевской.

Шло время, Наташа зубрила сопромат, чертила курсовые проекты и параллельно играла в самодеятельных спектаклях. Ее первой ролью стал мальчик Миша в «Провинциалке» Тургенева: парик, папин жилет и брюки и – уверенность в успехе, вселенная в дебютантку наставницей. Получение диплома порадовало Забаровых-старших, и  они уже не возражали, когда их строптивая дочка не стала трудиться  по специальности, а отправилась в Тульский драмтеатр наниматься на работу. Была принята… на должность билетерши, и безропотно выполняла свои обязанности, за что судьба вознаградила: в том же году ей посчастливилось выйти на сцену в составе участников театра Сотничевской: режиссер Александр Попов ставил «Женитьбу Фигаро» и ему требовались девушки в свиту графини Альмавива.

– Представляете, я вдруг оказалась рядом с Матвеевым, Вершининым, Абрамкиным, Савченко, Красиковой – кумирами, на которых раньше смотрела из зала. Ну а потом жизнь решила вручить мне еще один подарок: в 1995 году в Туле набирался курс от Ярославского театрального института, и мы с моей студийной подругой Леной Сладковой отправились сдавать экзамены. На этот раз нас готовила сама Софья Владимировна. Я читала рассказ Чехова «Радость», басню Михалкова «Заяц во хмелю» и стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка», а Сотничевская сидела в зале, и под ее добрым взглядом волнение куда-то отступило… Когда узнала, что принята в вуз,  я сказала ей: «Спасибо, что так круто изменили мою жизнь…»

Попов с первого курса задействовал в своих спектаклях «группу молодняка»: в массовках, в крохотных ролях – приучал студентов к сцене, к зрителю, так что ребята сразу включались в жизнь драмтеатра, попадали в репертуарную афишу. Параллельно они играли в своих студенческих постановках – «Старые друзья», «Мордимондия», «Двадцать минут с ангелом». А на большой сцене их активно задействовали в сказках, и Наташа вспоминает, как Рима Асфандиярова учила ее накладывать грим для роли Лисы в «Красной Шапочке»: «Эти хитрые раскосые глаза должны стать твоей визитной карточкой…»

Вне сцены Забарова макияжем не увлекается, предпочитает спортивный стиль в одежде, занимается йогой, плавает в бассейне. А еще часто ездит в Москву на премьеры столичных театров, только в прошлом сезоне посмотрела «Лев зимой» в Ленкоме с Инной Чуриковой, «Чайку» в «Сатириконе» и «Русский человек на рандеву» в Театре Петра Фоменко. А в июне этого года снялась в десятой части сериала «Понять. Простить» в главной роли. У нее уже изрядный послужной список работ в кино- и телефильмах, и началось все со «Свадьбы» Павла Лунгина, а продолжилось в сериалах «Кулагин и партнеры», «След», «Катина любовь», «Невидимки», «Последняя исповедь».

Но актриса утверждает, что это – лишь попытка узнать еще одну сторону профессии, а главная ее любовь – сцена, на которой уже сыграно немало: Наталья в «Старшем сыне», Аксинья во «Власти тьмы», необычный персонаж в «Очень простой истории». И ожидание новых ролей и открытий.