Лучшее время то, в котром мы живем

Автор: Ольга ФРОЛОВА

www.teatr.orel.ru от 21.06.2013

Спектакль «Счастье мое…» Тульского государственного академического театра драмы им. Горького можно без сомнения назвать одним из лучших в программе фестиваля. (Режиссёр-постановщик Дмитрий Краснов)

Потому что актеры вложили внего всю свою душу…

Потому что посвящен он «поколению наших родителей». Женщинам, мужчинам, пережившим ужас войны, свято верящим в будущее большой страны, в силу и стойкость русского народа…

Потому что слезы на глазах…

Послевоенный город оживает на белом экране. Еще руины вокруг и не выветрился запах гари. Но уже теплится жизнь. За этой дымкой женщины в белых платьях, похожие на вечных невест, одевают чернее вдовьи шали. Символ очень близкий, очень ранящий душу. Им предстоит исполнить свое танго. Танго «Одиночество». И не приведи Бог попасть в число этих безвинно страдающих, мятущихся душ.

1947 год. Семен (Сергей Пыжов) и Виктория (Полина Шатохина). Две фигурки на фоне развалин города, среди завывания снежной метели. Ей все удивительно, все — радость. Мальчишечьим жестом поправляет шапку, сбившуюся на глаза, кутается в холодное пальтецо, пританцовывает,пытаясь согреться. И улыбается. А его бросили… Хмурый, неприветливый, унылый.

Кто бы знал, что встреча двух одиночеств предрешена хитрым планом Виктории и самой судьбой. Как теперь важно не ошибиться, не упустить.

Девушке всего 18. А уже столько бед и потерь за плечами. Чтобы обмануть «нехороший» диагноз врачей, непременно нужно родить ребеночка, использовать, возможно, единственный шанс. А еще – спастись от разъедающего одиночества, передать миру, сохранить ту искорку, которая вспыхнула в ней самой, красоту, которая была в ее матери. И любовь. Такую сильную, будто копилась и ждала веками. На что только не способна женщина, когда у нее есть идея! Но некрасива. Но одинока.

В спектакле нет «сложной» режиссуры, за которую постановки получают премии на фестивалях современного искусства, нет претензии на безусловную оригинальность. Однако есть нерв, есть жизнь. Эта выдающаяся простота, мягкость, искренность располагает с первого взгляда, с первого вздоха.

На какой-то особый, доверительный лад настраивает заслуженная артистка России Наталья Савченко, являющаяся и чтецом, и директором школыЛидией Ивановной, и голосом «совести» Виктории, и единственным близким ей человеком. Хочется просто дышать, смотреть и слушать… Забавно Виктория пытается расположить к себе кавалера в своей импровизированной комнатке – подсобке кабинета ботаники. Недоверие, настороженность, привычка, любовь, страдания, — на глазах зрителя Семен проходит все эти этапы взросления, посвящения в радости и несправедливость мира.

Как можно не проникнуться теплом к этой девочке с мужественным именем победительницы, которая оставляет на ночь молочко в блюдце, чтобы приручить неведомое «нечто», смешит и поражает своей серьезностью. Чего стоят ее комплименты, ухаживания, уверенность: «Лучшее время — то, в которое мы живем». У Виктории обостренное чувство дома. И все чувства обострены… Как нежно актриса относится к этому образу, с какой любовью и трепетом ведет свое повествование.

Бессловесный и родной Оскар Борисович (заслуженный артист России Андрей Сидоренко) принимает заботу Виктории и сам по мере возможности заботится о ней. Ни одной реплики, но история персонажа понятна, трогательна…

Хочется больше таких на генетическом уровне близких людей, больше таких спектаклей – утверждающих, а не отрицающих, созидающих, а не рушащих, в которых есть «человеческая близость». Семена – будущего торгового представителя — «учат быть буржуазным». Приходится терпеть серьезные испытания. Как осилить 8 перемен в обед, разобраться со столовыми приборами?!

Однако жизнь его по-настоящему изменит короткое знакомство с девушкой, у которой улыбка Джоконды. Их разговоры, наполненные юмором и грустью — то о собственных трагедиях, то об общих мечтах. Мы же фашистов победили, значит, мы теперь будем побеждать всегда! То минор, то мажор. Прошлое, нависающее предательской угрозой, смерть Лидии Ивановны, жуткая анонимка… Сильная Виктория также сильно ревнует – в осознании невозможности полного счастья, к которому подошла так близко. Она мучит Семена, слабого и беззащитного в своей честности и наивности… «Когда самое плохое позади, остается только хорошее», — говорит Виктория. И как хочется верить девушке, понявшей, что ее улыбка особенная и не рассчитывающей на чужие жертвы.

Жизнь обязательно продолжится. И будет любовь, счастье без края, сбывшаяся мечта. Пусть, уже не у поколения наших родителей, которые боролись и верили. У нас самих и наших детей.