Лучшая роль еще не сыграна

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ.

Газета «Молодой коммунар» от 25 марта 2011 года

Оригинал статьи — http://mk.tula.ru/articles/a/7505/ 

В день профессионального театрального праздника заслуженный артист РФ, актер Тульского академического театра драмы Игорь Небольсин отметит 50-летний юбилей.

Наперекор родителям

Игорь узнал о том, что родился в День театра еще школьником — об этом ему сообщил руководитель студии Дома пионеров.

— Это было в Воронеже, — вспоминает Игорь. — Конечно, тогда я еще не понимал, что театр — это моя судьба. Хотя, когда в 8-м классе я попал в театральную студию Дома пионеров, очень увлекся театром и стал мечтать об актерской профессии. Родители оба были инженерами и настаивали на «политехе», даже репетитора по математике для меня наняли. И все-таки за несколько месяцев до окончания школы я решил поступать в театральное и объявил об этом родителям, чем спровоцировал целую серию семейных скандалов…

Игорь отправился в Москву — увы, тогда ему не повезло: он дошел до третьего тура только в школе-студии МХАТ. И чтобы не терять год, поступил в Тамбовский филиал Московского института культуры на специальность «режиссер народного театра». Собирался поучиться годик — а потом снова пробоваться в Москву. Но передумал: так случилось, что в эти годы здесь преподавала замечательный педагог Елена Нефедова — ученица Макарьева, который, в свою очередь, был учеником Мейерхольда. Елена Григорьевна создала в Тамбове мощную актерскую и режиссерскую школу (именно у нее учились Михаил Боярский, Анатолий Лобоцкий и Лолита), прекрасную репетиционную базу и учебный театр, где ставились серьезные пьесы.

Игорь остался в Тамбове и никогда не жалел об этом. Он по-прежнему хотел стать актером, однако Елена Григорьевна видела в своем ученике и другие возможности, а поэтому всячески «нагружала» его серьезными знаниями по режиссуре. Однажды тайно, рискуя карьерой, дала почитать Небольсину самиздатовскую книгу запрещенного в советские времена Михаила Чехова — Игорь переписал ее от руки за ночь, все 70 листов.

Мейерхольд и «зайчики»

После окончания института год с небольшим Игорь проработал в Мичуринском драматическом театре — между прочим, очень неплохом. Потом было собрался в орловский ТЮЗ, к известному режиссеру, но того внезапно перевели в другой город. Тульский ТЮЗ оказался третьим, и как выяснилось, очень удачным вариантом.

— Я приехал в Тулу в 1983 году, — вспоминает Игорь. — И меня сразу же ввели в спектакль «Женитьба Бальзаминова». В то время труппа театра была очень сильной: талантливые «старики», крепкий средний состав, яркая молодежь. Здесь я проработал около 20 лет и за это время сыграл множество интересных ролей в спектаклях «Коварство и любовь» Шиллера, «Забыть Герострата» Горина, «Жаворонок» Ануя и др.

— Не комплексовали, что работаете в детском, а не в академическом театре?

— Нет, ТЮЗ — это прекрасная школа для понимания сути актерской профессии. Казалось бы, ты приходишь после института такой умный, закинутый: знаешь систему Михаила Чехова, рассуждаешь о биомеханике Мейерхольда, а тут — зайчиков играть… Многие не понимают, что и с зайчиками-лисичками можно сделать органичный, живой, нормальный спектакль. А потом, у нас был очень хороший коллектив, много талантливых людей…

ТЮЗ дал возможность Игорю Небольсину реализовать себя не только как актера. Сценическим движением Игорь увлекался еще в институте, а потому драки ставил во всех театрах, где работал, — и делал это изящно, изобретательно и остроумно. Конечно, все сценические тюзовские потасовки, вплоть до дуэлей на шпагах, были придуманы Небольсиным. Со временем Игоря стали приглашать ставить подобного рода сцены в Новомосковский драматический театр, Тульский академический театр драмы, на Куликово поле. А еще он занялся музыкальным оформлением спектаклей: с юности, так же как и большинство его ровесников, страстно увлекался западной рок-музыкой, собрал неплохую коллекцию записей — и это здорово выручало в конце 80 — начале 90-х, когда в театрах еще не было современных электронных инструментов и студий звукозаписи. В эти же годы Игорь начал пробовать себя в качестве режиссера.

— Однажды я слушал «Оберон» Вебера и вдруг понял, как можно было бы поставить «Сон в летнюю ночь» Шекспира, — рассказывает Небольсин. — Отправился к директору ТЮЗа Борису Сергеевичу Карцеву, а это происходило в середине 90-х, когда в театре с постановочными было совсем плохо. Борис Сергеевич мне сказал: «Найдешь деньги — ставь что хочешь». Я через своих родственников познакомился с одним предпринимателем, торговавшим металлом, — небедным человеком, он уже тогда на «Мерседесе» ездил. Тот согласился дать часть необходимой суммы наличкой, а часть металлом. Удивительно, но Карцев согласился. Я пригоняю к ТЮЗу машину с трубами и металлическим профилем, приношу деньги, и работа начинается…

В главной роли «Сна…» Игорь видел только актера ТАТД, заслуженного артиста РФ Михаила Матвеева. И Михаил, в свою очередь, этой идеей загорелся. Художественный руководитель тульской драмы, народный артист РФ Александр Попов тоже не возражал — отпустил своего актера играть в другой театр. Сегодня с нами уже нет ни Миши Матвеева, ни Александра Иосифовича… Игорь вспоминает о них с любовью.

Два сына, и оба умницы

В середине «нулевых» Небольсин перешел в Тульский академический театр драмы, в котором он, еще будучи актером ТЮЗа, много и интересно работал. В общем то, это решение для него было вполне логичным. Здесь он занят в нескольких спек- таклях, в основном в ролях второго плана.

— Любимая роль на этой сцене? Возможно, она еще впереди. Нет, Александр Иосифович Попов всегда ко мне хорошо относился, и я думаю, что не давал мне играть главные роли не потому, что не хотел, а потому, что знал, насколько я занят. Я преподаю — веду актерский курс в Тульском областном колледже культуры и искусств, заведую кафедрой в филиале Московского университета культуры. Кроме того, работаю художественным руководителем муниципального театра «Эрмитаж», в котором поставил 3 спектакля. Я считаю себя счастливым человеком: у меня много друзей, интересная работа, растут двое сыновей. Старшему, Даниле, 19 лет, он учится на втором курсе в ТПГУ им. Толстого, младшему, Глебу, 6 лет, и оба умницы…