Лекарство от всех болезней

Автор: Марина ПАНФИЛОВА

Газета «Тульские известия» от 26.11.2012

В Тульском академическом театре драмы?– премьера: спектакль «Палата бизнес-класса», поставленный режиссером Борисом Ярышем по одноименной пьесе Александра Коровкина.

Название частично раскрывает содержание?– действие происходит в больнице, но не для простых смертных, а для так называемых сливок общества. Правда, условия в этой обители не для всех оказываются такими уж прекрасными: одни «апартаменты» вынуждены делить крупный чиновник из землеустроительного департамента Разницкий (Игорь Лучихин) и заслуженный артист Изумрудов (Андрей Сидоренко). Актер?– натура тонкая и романтичная и потому не может терпеть откровенного хамства влиятельного соседа. Чиновнику тоже в тягость иметь под боком нежелательного свидетеля, ведь прямо из палаты ему приходится руководить сомнительной финансовой операцией и постоянно «тормозящим» бухгалтером Феликсом (Юрий Мельников). А тут еще личные проблемы: как назло одновременно приходят его навестить жена Лора (Наталья Дружинина) и любовница Жанна (Инна Медведева). Да и в историю своей пикантной болезни?– геморрой все-таки, а не благородная мигрень?– ему никого посвящать не хочется.

Роль похотливого, жадного чиновника великолепно удалась Лучихину: он виртуозно меняет обличье каждую минуту?– угрожает, заискивает, мурлычет, рычит, посылает, требует, приближает… Остальные исполнители столь же органичны в своих образах, и начинается калейдоскоп интриг, в которых, по закону жанра, каждому из героев грозят обмороки, нервные срывы и минутные помешательства. Как теперь принято говорить, они живут на эмоциях, не давая зрителю ни малейшего повода отвлечься от происходящего на сцене. А из любой запутанной ситуации легче всего находит выход мудрая медсестра Илона (Мария Соловьева). Этот спектакль?– пример классической комедии положений, поставленной в духе современных скетч-шоу. Квалифицированной рефлексии специалистов-театроведов данная постановка, разумеется, не требует. Здесь играют с ясным пониманием, что почтеннейшую публику надо веселить и держать в здоровом напряжении, а смех, как известно,?– лекарство от всех болезней. Правда, иные актеры «жмут» сверх меры: любовница так визжит на «папика», а заботливая женушка настолько суетлива, размахивая больничными «утками», что спектакль едва не валится в зону кривлянья, но в целом границы жанра соблюдены. Слаженная команда комедиантов самозабвенно веселится ради потехи зрителя: они крутят любовь и раздают друг другу тумаки, бегают, прыгают, ползают, выбрасывают в окно чемоданы и людей. В общем, происходящее безумно смешно. Кстати, насчет пошлостей и глупостей. С этим здесь тоже все в порядке: они остались за бортом. Ничего тебе не режет слух и не заставляет опускать очи долу. Да, здесь много пикантностей: и любовный треугольник, и название болезни главного героя постоянно вызывает смех, и слово на букву «ж» произносится. Но режиссер и актеры словно балансируют на тонкой проволоке хорошего тона, не скатываясь к непристойностям.

Рассмешить зал можно легко, отпустив какую-нибудь соленую шуточку, но кто сказал, что легкий жанр не помогает задуматься о вечном? Спектакль высмеивает сильных мира сего, толстосумов, которые привыкли распоряжаться чужими судьбами ради собственной выгоды. Художник Александр Дубровин так оформил сценическое пространство, что в стерильную больничную атмосферу порой вторгается мир джунглей, здесь летают экзотические птицы, слышится шум моря. И все это помогает пониманию происходящего: всегда на земле хищники пожирают травоядных, из которых мало кто готов противиться такой участи. «Палата бизнес-класса»?– та самая сказка-ложь, в которой есть намек. А уж какой урок извлекут присутствующие?– сами станут охотиться или примерят роль дичи, как говорится, «каждый выбирает по себе».