«Камерная сюита». Общее и личное

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Газета «Молодой коммунар» от 01.02.2013

В Тульском академическом театре состоялась необычная премьера: молодые актеры представили свою самостоятельную работу.

Около года назад в ТАТД при поддержке регионального Союза театральных деятелей стартовал уникальный проект, цель которого — раскрыть творческую индивидуальность молодых актеров. Ребятам предложили самим выбрать драматургический материал, самим придумать сценическое решение, самим поставить отрывок. Тема — абсолютно свободная. Жанр условно сформулирован как «драматическая фантазия». Идея конкурса самостоятельных работ оказалась востребованной: молодые артисты в свое свободное время, с невероятным энтузиазмом, без помощи старших мастеров и абсолютно бесплатно создавали творческие группы, работали над образами, репетировали.

В мае состоялся закрытый показ — не для широкого зрителя, а для коллег. Он шел в общей сложности около 6 часов. По его результатам был создан шорт-лист, куда вошли лучшие работы, в том числе отрывок из пьесы по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», пьес «Мотылек» П. Гладилина и «Продавец дождя» Ричарда Нэща и др.

В «короткий список», кроме того, вошли сцены из «Варшавской мелодии» Л. Зорина (режиссеры и исполнители главных ролей Лариса Киеня и Дмитрий Чепушканов), отрывок из «Идиота» Ф. Достоевского (режиссер и исполнитель роли князя Мышкина — Андрей Нецветаев) и моноспектакль по «Осени патриарха» Г. Г. Маркеса (автор идеи и исполнительница — Полина Шатохина). Именно эти работы стали основой спектакля «Камерная сюита», который поставил также молодой актер и режиссер Евгений Маленчев.

Три совершенно разные истории, три разных автора, три эпохи. «Варшавская мелодия» — пронзительная, щемящая, полная трагической обреченности история любви польской девушки Гели и русского парня Виктора. События происходят в послевоенном СССР, советская власть запрещает браки с иностранцами. Геля и Виктор расстаются, но не перестают любить друг друга. Поломанные судьбы, несостоявшееся счастье.

Отрывок из «Идиота» Достоевского выбран знаковый — первый визит князя Мышкина в дом Епанчиных и его монолог о том, как он стал свидетелем смертной казни, и о потрясении, которое при этом пережил.

Фрагмент из «Осени патриарха» повествует о диктаторе-полковнике, в котором жажда безграничной власти, кажется, убила все человеческое. И только любовь, как зеленый росток асфальт, вдруг пробивает его ороговевшую душу. Монстр перестает быть страшным — в своей безответной влюбленности он нелеп и смешон.

Евгений Маленчев признается, что, «сшивая» три этих отрывка в единый спектакль, вдруг понял, что в каждом из них звучит тема противостояния личности и власти. В контексте «передряг», которые в эти дни переживает театр (именно так называют актеры конфликт с департаментом культуры Тульской области), — как нельзя более актуально. Что ж, иногда искусство оказывается мудрее самой жизни.

Но не только это объединяет работы актеров. Каждый из фрагментов предваряется цитатой из комментариев писателя к своему произведению. Авторский голос, а также открытые для зрителя перестановки простых декораций, которые делают сами же артисты, — все это подчеркивает: спектакль «Камерная сюита» для тех, кто в нем участвует, — дело общее и одновременно очень личное.

Работы ребят получились интересными, свежими и зрелыми. С очень сложной задачей — создать свой образ князя Мышкина и воплотить его на сцене — справился Андрей Нецветаев. Удивительно трепетным, построенным на тончайших нюансах, почти прозрачным был дуэт Лариса Киеня — Дмитрий Чепушканов. Однако безусловным победителем конкурса стала Полина Шатохина. В пряном, ироничном, полном аллюзий и смыслов тексте Маркеса Полина существовала свободно, темпераментно и очень красиво. Классная работа.

СТД наградил Полину Шатохину поездкой в Москву на фестиваль «Золотая маска», где у молодой актрисы будет возможность посмотреть лучшие российские спектакли года, номинированные на самую престижную театральную премию страны.

 Полина Шатохина: «Сил и времени хватит на все»

— В книгу «Осень патриарха» Маркеса я влюблена еще со школы, с тех пор, как ее прочитала в 9-м классе, — объяснила свой выбор в беседе с корреспондентом «Молодого коммунара» Полина Шатохина. — А создать моноспектакль по «Осени патриарха» задумывала давно, даже разбила текст на семь фрагментов. Роман очень сложный, он поднимает множество тем — Бог, семья, любовь… То, что вошло в спектакль, — это вторая часть, «Мануэла Санчес», повествующая о любви. Текст очень насыщенный и в то же время невесомый. Необходимо было найти точный подход. С пластическим решением мне помогал Евгений Маленчев и наш друг из Москвы, педагог по танцу Лев Шелеспанский. А пластилиновую анимацию — визуальный ряд на экране — я делала сама, она была необходима для того, чтобы создать атмосферу, близкую к тексту Маркеса.

Самостоятельная творческая работа — очень важная часть моей жизни. Да, я сегодня много играю в репертуарных спектаклях театра, однако хочется расширять рамки, границы своих возможностей, соприкасаться с материалом, который лично тебе близок и интересен. Это дает такой импульс, что в результате и сил, и времени хватает на все…