Как соблазнить партер и умереть эпически

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ. Газета «Молодой коммунар» от 01.07.2016

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Театр драмы завершил сезон традиционным праздником «Тульское закулисье». Он проходил уже в 14-й раз. По традиции, участвовать в нем могут все театры области и не только — однажды на праздник в Тулу приехали даже коллеги из Калуги.

На самом деле, как и любой капустник, «Закулисье» — дело совершенно добровольное. Конечно, жаль, но на этот раз из программы выпали ТЮЗ и театр кукол. Но зато в спектакле были задействованы мощные силы Тульской областной филармонии, также завершившей свой сезон — благодаря этому обстоятельству спектакль украсила живая музыка, эффектные танцы и номера оригинального жанра.

Чему было посвящено «Тульское закулисье-2016»? Ну, конечно, Году кино. Кинематограф — вообще тема для театрального капустника благодатная. Авторы и режиссеры спектакля Вениамин Найман и Евгений Маленчев превратили сцену в съемочную площадку. Зрители, соответственно, выполняли функцию массовки, а некоторые из них успешно проходили кастинги и тут же снимались в кинопробах. Что удивительно, обычные люди из публики, причем самых разных возрастов, моментально принимали правила игры, легко давали себя уговорить и выходили на сцену — для того, чтобы по заданию «режиссера» изобразить воздушный поцелуй, подмигнуть или порычать на камеру или сказать странную реплику. Смысл происходящего никому не был понятен, но все предположили, что интрига раскроется в финале, и были правы. Впрочем, об этом чуть позже.

Сюжет капустника был построен на истории кино: сначала — немого, потом обретающего звук, цвет и совершенствующего спецэффекты. Кастинг на главную женскую роль проходили «Веры Холодные» — молодые актрисы Тульской драмы и Сергей Сергеев, щеголявший в дамском платье и в туфлях на каблуках. Они старательно изображали экзальтацию: закатывали глаза, воздевали руки, бились головой о стены и стулья, разевали рты в беззвучном крике. Кандидаты на главную мужскую роль — набриолиненные и с усиками — демонстрировали брутальность: поигрывали мускулами, сверкали глазами и настойчиво пытались соблазнить дам из партера.

Затем все вместе учились умирать на съемочной площадке. Блистательный образец эпического умирания показала актриса ТАТД Наталья Забарова — она бросилась на колени перед зрителем в зале и исполнила долгий надрывный прощальный монолог…

Блеснули актеры Новомосковского филиала Тульской драмы. Они показали свой «фильм» — трогательную и остроумную клоунскую миниатюру в стиле театра Полунина. А муниципальный театр «Эрмитаж» тем более имел право высказаться на тему кино: как известно, труппа кочевала по зданиям нескольких бывших тульских кинотеатров, прежде чем осесть на Ликерке Лофт (что по-своемутоже символично).

Мегаблокбастер «Самый тульский фильм», который снимался во время этого смешного и фантасмагорического действа, был показан в конце вечера: заранее нарезанные и остроумно переозвученные нарезки из культового голливудского и отечественного кино сдобрили только что снятыми кадрами с участием зрителей. Получилось здорово, и неудивительно, что «Самый тульский фильм» в итоге получил «Оскара» из рук Шарлиз Терон и Дастина Хоффмана, а Леонардо ди Каприо выпил бокал шампанского за победу туляков, чокнувшись с ними с экрана.

239-й сезон Тульского академического театра драмы завершен. Новый, 240-й, откроется 9 сентября премьерой спектакля по пьесе А. Н. Островского «Доходное место».