«Иль это мало — в живых сердцах оставить след?..»

Автор: Елена МИШИНА

Журнал «Страстной бульвар,10» № 7-147/2012

В феврале в Тульском академическом театре драмы состоялся вечер «Год без Мастера», посвященный памяти народного артиста России, художественного руководителя театра Александра Иосифовича Попова. Вечер был приурочен к годовщине ухода из жизни Мастера и выразил все возрастающее общее чувство великой утраты для театра. Вспомнить режиссера, стоявшего у руля тульского театрального корабля 21 год, пришли многочисленные поклонники его таланта, зрители разных поколений, друзья, актеры. Букеты цветов оставили зрители в фойе, у портрета Александра Попова, на фотовыставке, знакомящей с человеком, отдавшим Театру всю жизнь. …Вот он, озорной мальчуган с надвинутой на глаза кепочкой, вместе с мамой-артисткой и папой-режиссером стоит у вагона на Минском вокзале, куда приехала театральная семья на гастроли. А позади бегут, пересекаются шпалы железнодорожных путей, словно предрекая его будущую театральную судьбу, заставившую поколесить по России от Мурманска до Красноярска, от Ленинграда до Самары, от Вологды до Свердловска и Минска. На другой фотографии он — лихой матрос Театра Северного морского флота, где поставил свой дипломный спектакль. А вот он углубился в чтение пьесы в автобусе в пути на фестиваль, и любимый пес боксер Сэм, кстати, тоже участник спектакля, преданно смотрит на своего хозяина. И, конечно, множество фотографий спектаклей. Посетители выставки смотрят на них с улыбкой, с какой после разлуки встречаются добрые друзья…

Более пятидесяти спектаклей поставил режиссер на сцене Тульского академического. А всего на сценах России — более сотни. Спектакли Александра Попова привлекали зрителей мощной энергетикой человечности, которая объединяла, заполняя все пространство зрительного зала. Его постановки возвращали нравственные ориентиры, не давали забыть о том, что есть на свете доброта. Приняв в 1989 году Тульский театр, у которого были серьезные проблемы со зрителями, Александр Попов сделал ставку на театральность и общедоступность. Вернул на сцену классику: Л.Толстого — «Семейное счастие», «Два гусара», «Анна Каренина», «Власть тьмы»; Шекспира — «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Отелло»; А. Островского — «Лес», «Волки и овцы», «Медовый месяц Белугина»; Б.Брехта — «Кавказский меловой круг». Не боялся творческого риска: более десяти российских премьер молодых драматургов состоялось на тульской сцене. Трудно перечислить все спектакли Режиссера. Они вошли в золотой фонд истории Тульского театра.

…С волнением, искренностью говорили о Мастере ведущие вечера — его ученики. Ведь Александр Иосифович был педагогом от Бога — профессором Ярославского государственного театрального института, воспитал три курса актеров, которые сегодня составляют основу тульской труппы.

Вечер начался с тонкой пронзительной мелодии Нино Рота, настроившей зал на ноту светлой грусти. На экране возникли кино-фотокадры, увлекающие зрителей в путешествие по времени длиною в жизнь… В 60-е годы оттепели и надежд юноша, решивший стать артистом, с головой окунулся в романтику студенческой жизни Белорусского государственного театрально-художественного института: репетировал Гамлета Шекспира, Тятина М.Горького. Окончив актерский факультет и проработав сезон в Брестском театре им. Ленинского комсомола, Александр Попов едет в Ленинград, где поступает на режиссерский факультет к великому Георгию Александровичу Товстоногову в ЛГИТМиК. …С черно-белых фотографий смотрит на нас простодушный, потрясенный абсурдом трагической ситуации Тоот — персонаж из дипломного спектакля «Тоот, майор и другие». Работа над главной ролью в спектакле, который ставил Г.А.Товстоногов, запомнилась А.Попову на всю жизнь. Репетиции помогли понять что-то самое главное в работе режиссера с артистом. Может быть, поэтому он так умел и любил репетировать, так глубоко чувствовал актерскую природу, такими точными и заразительными были его режиссерские показы. Репетиции Александра Попова были интересными, порой мучительными. Ведь он был очень требователен к себе и артистам. Не допускал конформизма (мол, сойдет и так, что делать, если актер не тянет!?). Он никогда не снижал планку искусства. Упорно искал и уточнял сквозное действие пьесы и ролей, предлагал артистам оригинальные приспособления и мизансцены, добивался точного и органичного актерского общения. Главным в работе над пьесой был поиск ее современного звучания: по ком звонит колокол?

По рекомендации Г.А.Товстоногова, А.Попов возглавил Красноярский ТЮЗ, который в ту пору называли филиалом Ленинградского театрального института. Организованный группой выпускников ЛГИТМиКа, этот ТЮЗ не вписывался в рамки обычных детских театров. До А.Попова в нем интересно работали И.Штокбант, Ю.Мочалов, Л.Малеванная, Г.Опорков, К.Гинкас, Г.Яновская. Они высоко подняли планку режиссерской профессии. А.Попов не уронил ее. Поставил интереснейшие спектакли: «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «В списках не значился» Б.Васильева, «Нашествие» Л.Леонова, «Гроза» А.Островского. Вместе со столичными композиторами и поэтами он создал первые советские мюзиклы «Дерзость» по Н.Погодину и «Тимур против Квакина» по А.Гайдару. Вокруг спектаклей Александра Попова кипели дискуссии. Как жаль, что в те годы не было возможности записать их на видео. Увы, театральное искусство — эфемерно!.. В театре А.Попова защищали свои дипломы известные сегодня режиссеры Б.Цейтлин, Ю. Копылов, интересно работали художники С.Шавловский, В.Фирер, В.Копыловский.

В 1978 году в Туле на Всероссийском театральном фестивале, посвященном 150-летию со дня рождения Л.Н.Толстого, произошла знаменательная для А.Попова встреча с учителем — Г.А.Товстоноговым. Так случилось, что в фестивальной афише гениальный «Холстомер» Г.А.Товстоногова и «Власть тьмы» А.Попова стояли рядом. После спектакля А.Попова Георгий Александрович вышел на сцену и публично поздравил своего ученика с успехом. Воспоминание об этом вечере Александр Попов пронес через всю жизнь. Тогда он еще не знал, что Тульский театр станет главным делом его жизни. После Красноярска он интересно работал в театрах Вологды, Свердловска, Самары, Минска. Затем принял приглашение директора Тульского театра Сергея Михайловича Борисова, с которым проработал двадцать один год. Это тоже особый талант, когда встреченные на жизненном пути люди становятся близкими тебе, а ты — им. А.Попов умел дружить и ценить человеческие творческие связи. Около двадцати лет сотрудничал он с художником Борисом Григорьевичем Ентиным, композитором Алексеем Черным. Несмотря на расстояния, дружил с любимыми артистами из Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга.

…Вечер прошел на высоком эмоциональном подъеме. Звучали любимые Александром Поповым стихи и песни. Воспоминания о нем перемежались отрывками из спектаклей «Ромео и Джульетта», «Пигмалион», «Двенадцатая ночь», «Соколы и вороны», «Медовый месяц Белугина», «Страсти по Никите», «Одноклассники», «Между чашей и губами», «Чморик».

Незаметно вечер памяти превратился в творческий вечер Режиссера. Высветился творческий портрет большой человеческой личности — Рыцаря театра с его раздумьями и творческими поисками, радостями и огорчениями.

…Незадолго до ухода из жизни Александр Иосифович спросил: «Что останется после меня?» и сам себе ответил: «Ничего». В вечер памяти прозвучало столько искренних слов признательности в адрес Мастера, что невольно подумалось: если так чувствуют и говорят люди, значит, земная жизнь ушедших продолжается. Ведь человек жив, пока жива память о нем. Еще идут на сцене семь спектаклей Александра Попова. Их можно посмотреть и вновь ощутить биение его мыслей и чувств. Они продолжают врачевать души от насилия и жестокости, от пошлости и бесстыдства, игры на низменных инстинктах. Они — человеческие. Они — про нас, людей. «Иль это мало — в живых сердцах оставить след?»