И осенью васильки цветут

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Газета «Молодой коммунар» от 25.10.2011

Новый спектакль Тульского академического театра драмы «По зеленым холмам океана» поставлен для детей, но темы в нем поднимаются вечные, и, быть может, даже более важные для взрослых.

Постановку по одноименной сказке Сергея Козлова, того самого автора «Ежика в тумане», осуществил молодой актер театра Евгений Маленчев, который сейчас учится режиссуре. В спектакле занята в основном молодая команда драмтеатра, разве что режиссером по пластике и исполнителем главной роли выступил заслуженный артист России Игорь Небольсин, да и он играет в очередь с Николаем Бутениным.

По всем внешним признакам «Холмы…» — сказка, действие которой разворачивается в лесу, а герои — его обитатели. Но у каждого из них, как водится, есть свой человеческий характер. В центре повествования — старый морской Волк, мечтающий о дальних плаваниях, но изрядно побитый жизнью. В лесу его боятся, а он хочет, чтобы любили. Впрочем, бояться особо нечего — Волк хромает на одну ногу и устрашает всех разве только голосом-рыком.

И вот в один прекрасный день Волк решает отправиться в плавание через море Света в океан Радости на своем старом суденышке, то есть прямо в своем лесном доме, и объявляет «кастинг» в команду. Роль боцмана совершенно случайно достается пробегавшему мимо Зайцу (Антон Архипов или Сергей Пыжов), который и становится единственным другом серого.

Прежняя разбойничья команда Волка — Ворона, Филин да Лиса — оставлена на берегу, но никак не может смириться с положением вещей: «скорее осенью распустятся васильки и колокольчики, чем Волк подружится с Зайцем».

А дальше — вполне традиционные сказочные перипетии, результат которых известен заранее. Друзья воссоединяются, враги попраны… Но как же поплывет корабль-дом?

Аллегорическая мечта Волка воплощается также стремительно легко: раз он подружился с Зайцем, значит, васильки расцвели осенью, и вот уже корабль качает на голубых волнах васильков.

Сцену заливает серебристо-синий свет, а на белом заднике проецируются волны, облака и луна. Видеопроекция играет в спектакле свою определенную роль — на экране вначале появляется заголовок спектакля, «первое действие», «антракт», «второе действие», что превращает действо сценическое в некий живой мультфильм.

И все-таки произведения С. Козлова — не совсем сказки. Это скорее притчи — философские, как в случае с «Ежиком…», или романтические, как в «Холмах…» Вечные темы на то и вечные, чтобы быть всегда актуальными — дружба, вера в себя, доблесть и отвага, мечта. Хорошо бы нам всем об этом еще раз вспомнить.