И мастерство и вдохновенье…

Автор: Мария РОДИОНОВА.

Газета «Тульские известия» от 25 октября  2011 года

– Я очень счастливый человек, и это ощущение живет в душе с детства. Когда вспоминаю прошлое, сразу всплывает картинка: летние каникулы, утро, просыпаюсь и вижу – в банке с родниковой водой стоит охапка полевых цветов. Значит, папа с утра ходил косить сено и принес мне подарок. И я, полусонная, любуюсь незатейливыми и такими совершенными соцветиями, вдыхаю их аромат и счастлива оттого, что впереди еще так много солнца, теплых праздных дней…

Так повела свой рассказ о начале творческого пути мастер бутафорского цеха Тульского академического театра драмы Нина Логинова, которая вот уже четверть века делает головные уборы для героев спектаклей.

Те пестрые букеты, телегу с сеном и горелковский пруд, что рядом с домом, она изобразила на уроке рисования, выполняя задание на тему «Как я провел лето». Посмотрев на веселые акварели, учительница посоветовала девочке попробовать поступить в Тульскую художественную школу.

В то время  шестиклассники готовили самодеятельный спектакль, где Нина играла черную шахматную Королеву. К постановке и соорудила первую шляпу, точнее, корону из картона. Отработала гордую походку самодержицы. И так вдохновилась успехом на сцене, что на другой день собрала свои самые любимые рисунки, отнесла в художественную школу и выдержала экзамены. А через несколько лет, получив аттестат, легко поступила в Рязанское художественное училище, где четыре года обучалась профессии «мастер театрального костюма».

Рязань – тихий провинциальный город, в котором несколько вузов и потому много молодежи. Будущие педагоги, радисты, агрономы, медики, актеры, художники, офицеры регулярно устраивали совместные танцевальные вечера. Нина и ее однокурсницы с блеском выходили из положения, решая извечную проблему небогатой юности «что надеть?». В заваленной эскизами, заставленной мольбертами комнатке, которую подруги снимали у доброй бабы Серафимы, бальные платья «сооружались» даже из марли. Столь «изысканные» туалеты раскрашивались акварелью и верно служили модницам… до первой стирки. А в училище девчонки не только прилежно изучали предметы, но и ставили спектакли, для которых сами же писали сценарии, делали декорации и костюмы. И первый из них – «Счастливые нищие» по произведению Роберта Бернса – как нельзя лучше иллюстрировал их студенческую жизнь.

Вернувшись в Тулу в середине восьмидесятых, Нина Александровна пришла работать в драмтеатр и, что называется, «попала в обойму» – оказалась на своем месте. Ей тут понравилось все: творческая атмосфера, художественный беспорядок в мастерских, вечная суета, даже ненормированный рабочий день и отсутствие необходимых материалов, что заставляло фантазию работать на полную катушку.

Каркасы для шляп всех стран и эпох тогда делались из проволоки и  картона, потом все «облагораживалось» тканями – и получалась невиданная роскошь, на которую изумленная публика взирала из зала. В магазинах в те годы не было ни фурнитуры, ни нужных материалов, ни искусственных цветов, для того чтобы изображать на сцене сады и зеленые беседки, так что «лютики и листики» приходилось делать вручную. Однажды, когда бутафорский цех в полном составе создавал вьющиеся растения для веранды в спектакле «Хозяйка гостиницы», в театре оказалась французская делегация. Увидев, чем заняты дамы, визитеры  изумились: «О, цветы ручной работы – это же так дорого! Ваш театр может себе это позволить, значит, вы богато живете!» По какой причине театр себе «это позволяет», мастерицы умолчали…

Нина Логинова много лет наряжает актеров не только в тульском драматическом, но и с удовольствием сотрудничает с театром моды «Контур», с фольклорным ансамблем «Услада» – ее вдохновения и умелых рук хватает на всех.

– Получая новый заказ, я каждый раз радуюсь и уже начинаю представлять, как это должно выглядеть в итоге. Очень люблю фантазии Валерия Сухова, когда он ставит в своем «Контуре» вневременные спектакли. Интересны проекты Марины Федосеевой и ее ансамбля «Услада»: головные уборы царя Салтана и его челяди, а также персонажей спектакля «Снегурочка», которые проектировала художник по костюмам Елена Погожева, я создавала буквально на одном дыхании. Времени не хватает катастрофически, но это тоже счастье: ты нужна, ты востребована. Где черпаю идеи? Знаете, порой мне кажется, что те полевые цветы, которые так восхищали в юные годы гармонией и красками, до сих пор остаются со мной, и все подсказки – из детства…