Год без мастера

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Газета «Молодой коммунар» от 03.02.2012

4 февраля в Тульском академическом театре драмы состоится вечер памяти народного артиста РФ, бывшего художественного руководителя ТАТД Александра Иосифовича Попова.

Тульский академический театр драмы до сих пор не может оправиться от этой потери. 31 января, в день, когда скончался Александр Иосифович, сотрудники театра ездили на кладбище, заново переживая его уход как глубоко личную утрату.

 Директор ТАТД, заслуженный работник культуры РФ Сергей Борисов:

— Без Александра Иосифовича очень сложно. За 21 год работы в тульском театре он очень высоко поднял творческую планку. И после его ухода коллектив театра мобилизовался — с тем, чтобы удержать эту планку, ведь разрушить созданное легко, а сохранить гораздо сложнее. Мы до сих пор работаем с «портфелем» Попова — с прочитанными и отобранными им самим пьесами. Открыли сезон спектаклем «Не все коту масленица» по пьесе А. Н. Островского, над которым начал работать Александр Иосифович, — и посвятили ему эту постановку. Сейчас в нашем репертуаре — 7 спектаклей, сделанных Поповым, они сохраняются при активном участии заместителя и сестры Александра Иосифовича, заслуженного работника культуры РФ Елены Иосифовны Поповой. Стараемся сохранять преемственность: режиссерскую эстафету Попова подхватил Дмитрий Краснов, у нас работают и приглашенные режиссеры. Уже после кончины Александра Иосифовича прекрасно провели гастроли в Белгороде, в апреле едем во Владимир. Попов всегда мечтал о дальних гастролях — не только в городах-соседях — Калуге, Курске…

Да, без него тяжело: посоветоваться не с кем, не с кем разделить ответственность. Сейчас идут дискуссии о том, не уходит ли режиссерский театр в прошлое. В московских театрах возникают конфликты между директорами и худруками. Думаю, что управленческие системы в разных театрах должны быть разными. А у нас было так: две головы на одном «туловище», но смотрели мы в одну сторону. В нашем коллективе вообще очень добрая атмосфера. Молодежь, воспитанная Александром Иосифовичем, прекрасная. И когда случается несчастье или радость, мы всегда объединяемся…

 Заведующая литературной частью ТАТД Ольга Кузьмичева:

— За годы, которые Александр Иосифович вел наш театральный «корабль», целое поколение туляков выросло на его спектаклях. Он вел то плавно, то импульсивно, но мы все знали, что у нас есть капитан, что на мель мы не сядем. Александр Иосифович часто говорил о театре-доме, где есть старшие и младшие, и каждый ценен своей индивидуальностью. В каждом доме есть нечто главное — печка, генератор. Вот Попов и был той самой «печкой», у которой всегда тепло, к которой хочется прислониться. Он был абсолютно доброжелательным человеком. Да, взрывным, но не любил конфликты, всегда их гасил.

Любил классику, очень любил современные пьесы, в творческом плане был смелым человеком. Первый спектакль, который он поставил на сцене ТАТД — «Дурацкая жизнь», — был остро современным. Второй, «Ромео и Джульетта» — классический, потрясающе красивый спектакль-праздник, с великолепным актерским составом, он пользовался бешеной популярностью… После 15-летней паузы вернул в театр Толстого — поставил авторский спектакль «Анна Каренина». Еще один смелый шаг: возвращение в театр после 13-летнего перерыва Софьи Владимировны Сотничевской, к сожалению, тоже недавно ушедшей. Так появился прекрасный спектакль «Гарольд и Мод»… Александр Иосифович был романтиком, поэтом, в нем не было ни грамма цинизма. И еще он был исключительным семьянином — с удивительной нежностью относился к маме, жене, сестре, дочери, дорожил каждой минутой общения с ними. Высокой души человек…

Режиссер-постановщик ТАТД Дмитрий Краснов:

— Мне сложно говорить об Александре Иосифовиче. Ведь в профессиональном смысле мы были конкурентами. Тем более что Попов сам любил ставить и был убежден, что второй, очередной режиссер в театре не очень нужен. Кроме того, творческие взгляды у нас были разные. И я тем более ему благодарен и буду благодарен всю жизнь за то, что он не просто давал мне ставить спектакли — он серьезно думал о том, какой драматургический материал мне предложить, набирал для меня «портфель» и оставлял мне возможность из предложенного выбрать пьесу самому. Он не вмешивался в процесс работы, репетиции. После премьеры, конечно, высказывал свое мнение, мог сказать: «Я сделал бы это по-другому». Но это естественно: каждый режиссер всегда делает по-другому, в этом и есть суть профессии…

 Актер ТАТД, ученик А. И. Попова Юрий Мельников:

— Для Александра Иосифовича было очень важно доверять актеру, знать, что он на сцене сделает все так, как надо. Вот между нами было это взаимное доверие, какой-то особый режиссерско-актерский симбиоз. Однажды мы репетировали сцену из спектакля «Леди на день» с заслуженной артисткой РФ Любовью Спирихиной. Александр Иосифович что-то захотел поправить, не успел договорить, — а я уже сообразил: сказал, сейчас сделаю — и сделал. Тогда Любовь Федоровна была поражена: «Такое взаимопонимание — высший пилотаж!» Я его очень любил — как режиссера, как учителя, как человека. Во-первых, потому, что Александр Иосифович дал мне профессию, всегда поддерживал, помогал. Когда я учился в филиале Ярославского театрального института и подошло время идти в армию, он освободил для меня один день в неделю, чтобы я мог работать в школе — и продолжать учиться. Да он всем помогал… Он в меня верил, не раз говорил: «Ты очень быстро растешь как актер, я это вижу». А еще он умел убеждать артиста, заражать его своим азартом, энергией. При этом он умел нас слышать. Мне его очень не хватает…

 Актриса ТАТД, заслуженная артистка РФ Наталия Савченко:

— Очень хороший человек. Человек с индивидуальным видением всего, при этом он понимал: есть люди с другими взглядами, возможностями… У нас не всегда ровно складывались отношения, иногда мы даже ссорились. Но я знаю, что он обо мне всегда думал, специально находил для меня роли: «Корсиканка», «Филумена Мартурано», и я ему за это бесконечно благодарна. Да, Александр Иосифович — очень хороший человек. И очень мужественный. Его жизнь — это абсолютный пример служения делу, которое он когда-то выбрал. А то, как он уходил… Для Попова театр был домом, актеры были его детьми. И он работал до последнего. он уходил из дела — и уходил из дома.

Мы все получили нравственный урок — образец человеческого достоинства и отношения к профессии. Светлая ему память!..