Философ

Автор: Ирина Скибинская

Газета «Молодой Коммунар» от 7 февраля 2011 года

оригинал статьи — http://mk.tula.ru/articles/a/6231/ 

Завтра актер Тульского академического театра драмы, заслуженный артист РФ Геннадий Вершинин отметит 60-летний юбилей.

Из досье «МК»

Геннадий Вершинин окончил Новосибирское театральное училище в 1974 году. Работал в театрах Челябинска, Грозного, Ставрополя, Ростова-на-Дону. Актер ТАТД с 1987 года. Только на тульской сцене Геннадий Вершинин сыграл около 70 ролей. Снимался в фильмах «Макаров» (2005 г.), «Гражданин начальник» (2004 г.), «Громовы» (2005 г.), «Апостол» (2006 г.). Лауреат премии в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» на II Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» (Смоленск, 2010 год) — за роль Штопнова в спектакле «Соколы и вороны».

Две колючие ветки

Трагическое совпадение: 9 февраля — юбилейный день рождения Геннадия Вершинина и девятый день со дня смерти художественного руководителя театра, народного артиста РФ Александра Попова. Конечно, Геннадий Вершинин отменил ранее запланированные праздничные мероприятия.

— Мы с Александром Иосифовичем не сразу услышали друг друга. Так часто бывает — талантливый человек всегда неординарен, всегда немного колючий, как ветка с шипами. И вот мы кололись, как две такие «ветки»… А потом мы не просто поняли друг друга, в последнее десятилетие мы мощно сошлись. Я благодарен Александру Иосифовичу за прекрасные роли, за то, что он увидел меня как исповедального актера, за то, что он понял меня, расслышал и повел за собой. За то, что он уважал меня, доверял мне как артисту. Помню, как я неожиданно для себя получил роль Фигаро. Александр Иосифович вдруг вызвал меня в кабинет и попросил прочесть монолог Фигаро — он длинный, 10 минут. Даже в легендарной постановке театра сатиры с Андреем Мироновым этот монолог на три четверти сокращен. А в нашей версии он потом звучал полностью, без купюр… Думаю, что без Александра Иосифовича я бы не состоялся…

— Накануне открытия сезона Александр Иосифович в интервью «Молодому коммунару» рассказал о будущей премьере — «Эзоп» по пьесе Фигейреду, и о том, что, конечно же, Эзопа играть будете вы, потому что гражданственность — это ваша тема.

— Да, ведь не случайно меня в театре дразнят «философом». Предполагаю, что это «Эзоп» — идея заместителя худ- рука и сестры Александра Иосифовича, Елены Иосифовны Поповой. И я Леночке за это очень благодарен. Наконец-то появилась тема, в которой я, как мне кажется, не способен обмануть зрителя.

Я всегда мечтал сыграть Сирано — не случилось. Счастье, что Эзопа дождался… Иногда актеры говорят, что у них нет любимых ролей — все любимы, как дети. Вранье! Среди этих «детей» иногда попадаются и «уродцы», ну как можно их любить? Не важно, главная роль или небольшой эпизод, — для меня всегда важен маленький человек со своей историей, со своей правдой. И если я могу пропустить эту историю через свою душу, через свою судьбу-то бываю искренним. А если нет… Остается прикидываться. А я этого очень не люб- лю — мне становится тяжело, стыдно. Да и не умею.

«Хочется быть звенящим»

— Откуда в вас это обостренное чувство правды и неприятие фальши?

— Может быть, из детства? Моя мать получала нищенскую зарплату, но делала все, чтобы нас, четверых, вырастить. Помню, как в шестилетнем возрасте я сидел с бабушкой на паперти — мы милостыню просили. Кстати, мне это очень нравилось: приходили люди, бросали в мешочек ириски, а кто и копеечки… Возможно, из-за этого потом всю жизнь я стремился оправдывать, защищать обиженного, выброшенного из жизни человека…

— А вы зрительный зал чувствуете?

— Конечно! Могу даже услышать шуршание фантика от разворачиваемой конфетки. Для меня очень важна энергетика зала — собственно, именно для этого я и существую в актерской профессии. Мне очень важна — не смех, не гогот — а именно эта напряженная, созидательная тишина, в которой существуют только мой герой и мои зрители.

Вы знаете, я в своей жизни сыграл множество ролей — больше сотни. Разных: главных и второстепенных, удачных и не очень. Но самой-самой, так, чтобы по гамбургскому счету — так и не случилось. Может, я завышаю планку — нравственную, этическую, эстетическую, не знаю. Время от времени понимаю, что-то я недотягиваю. И когда вдруг появляется мой материал, моя тема — буквально бросаюсь на работу. Слишком много в нашей профессии шелухи, а хочется быть… звенящим.

Шесть томов дневников

— Вы с детства хотели стать артистом?

— Нет. До двенадцати лет (именно в этом возрасте я попал в драматический кружок) я мечтал стать поваром.

— О том, какие вы делаете пельмени, даже мы наслышаны.

— Ну, я же сибиряк… Для меня кулинария — это прежде всего творчество. Не люблю готовить по рецептам, люблю смешивать несовместимые компоненты. Говорят, получается вкусно.

— А еще вы замечательно пишете.

— У меня, между прочим, написано уже шесть томов дневников! Может быть, когда-нибудь издадут…

Среди подарков, которые подготовили коллеги для Геннадия Вершинина, — традиционная стенгазета «Драмкапуста», в ней есть и шутливые стихи Александра Иосифовича Попова — он написал их незадолго до смерти:

«И таков Вершинин Гена,

Он — Артист, философ он,

И спешит к нему на смену

Молодежь со всех сторон».