«Драма» в Бобруйске

Автор: Марина ПАНФИЛОВА

Газета «Тульские известия» от 21.06.2013

Завершен очередной театральный сезон. Для артистов и зрителей это расставание на 90 летних дней всегда бывает немного грустным. Но в храмах Мельпомены, в том числе в Тульском академическом театре драмы, работа будет продолжаться: репетиции новых спектаклей, изготовление костюмов, декораций.

Как рассказал главный режиссер Дмитрий Краснов, этот год был насыщенным – много премьер, поездок. Последний раз туляки побывали в Минске, где работали на сцене Белорусского академического музыкального театра.

– Столица республики нас поразила – чистотой, любовью жителей к своему городу: довелось наблюдать, как прохожий, увидев валяющуюся на улице бумажку, поднял и бросил в урну, – подобное там в порядке вещей, – рассказал Дмитрий Алексеевич. – Эти вроде незначительные детали складываются в цельную картину, показывая степень общей культуры, воспитанности населения. Отношение к театру там просто благоговейное, публика с уважением и пиететом воспринимает игру артистов. Минчане замечательно реагировали на  все наши постановки – и комедийные, и драматические. Билеты разошлись, несмотря на то что наш приезд совпал с премьерами в Государственном русском театре имени Горького и юбилеем Национального академического Большого театра оперы и балета. Вообще там театральная жизнь так насыщенна и богата, что мы поначалу растерялись, но зрители поддержали, вселили уверенность.

– Что вы возили в Минск?

– В гастрольной афише были представлены «Соколы и вороны», «Воскресение», «Не все коту масленица», «Боинг-боинг», «Тетка Чарлея», «Сказ о тульском Левше». Там другая специфика театра, так что приходилось приспосабливаться: на сцене нет вращающегося круга, совсем другая осветительная аппаратура. И наши художники по свету Евгений и Марк Костыряченко просто чудеса творили, буквально вершили трудовой подвиг. Ведь в оперетте свет на сцену падает по-другому, это же эстрада – расписанный задник, а на его фоне «пушками» выделяют поющих солистов. В этом жанре нет локальных постановочных нюансов, когда освещение приглушено, как и звук, идет драматический накал, на который работает все, и лучиком поддерживают определенную атмосферу. К тому же в этом зале огромнейшая оркестровая яма, рассчитанная на 60 человек, то есть куда больше нашей, и артистам приходилось уже через это пространство пробиваться к зрителям. Но – выкрутились, победили, отработали все слаженно, к тому же акустика была хорошая, так что голос никто не сорвал.

– А ляпов и приколов не было?

– Ну, как же обойтись без историй… В «Сказе о тульском Левше» у нас по ходу действия выезжает скутер, который никогда не помещается в контейнер с реквизитом. И я там нашел огромный байк на улице, подошел к хозяину и попросил помочь служителям Мельпомены. Тот согласился с удовольствием: «О, класс!» Я спрашиваю о цене, а в ответ: «Билеты на спектакль для меня и жены с детьми…» Невероятный человек, спасибо ему огромное. И вот он с мощным ревом выдвинулся на подмостки, а сзади сидела, вопя от восторга, наша актриса Ольга Баурина: это когда «чудесами аглицкими» Левшу удивляли и ужасали. Причем было совпадение: у этого парня были и майка, и бандана с изображением британского флага – прямо сама судьба его нам послала. А после спектакля доброволец еще и покатал девчонок…

– Но ведь вы с этой постановкой и по России ездили, и скутер опять не брали. Как выкручивались?

– Конечно, не всегда удается байк ангажировать, но творческая фантазия на что? В Калуге раз договорились с парнем из мотоклуба, тот приехал, отработал один спектакль – и все, ему администрация не сказала, что на другой день еще показ предстоит. И тогда пришлось импровизировать: один из актеров посадил Олю на спину и, бибикая, как мотоцикл, нарезал круги по сцене. Кстати, в Минске в «Боинге» при очередном вводе актриса Маша Соловьева, которая сначала играла служанку Берту, а потом исполнила роль немецкой стюардессы Марты, теперь, по воле обстоятельств, еще и француженку Мишель представила. Мы шутим, что, когда будем показывать ее бенефис в Туле, исполнительница четырех женских ролей понадобиться только одна.

– Как вы играли в Белоруссии «Воскресение», ведь этот спектакль изначально был поставлен для малой сцены?

– Мы его отработали в Туле на большом пространстве, при этом параллельно шла запись: в зале работала бригада телевизионщиков из Москвы, целых семь камер. По инициативе президента Владимира Путина канал «Культура» открыл интернет-портал «Культурное наследие России», куда будут введены ролики  150 спектаклей. Из них сто – это лучшее из Государственного архива, то, что поставлено в прошлые годы, остальные – современные, и в их число вошли две постановки ТАТД: «Счастье мое» и «Воскресение». Конечно, труппу порадовало, что отборочная комиссия остановила выбор на наших работах, теперь они будут выложены на портале и их увидит вся страна.

– Но вернемся к гастролям: вы работали только на минской сцене или довелось поездить?

– С «Боингом» были в Бобруйске, там познакомились с замечательными, увлеченными людьми из руководства местного театра, которые сразу после спектакля прибежали за кулисы: «Мы приглашаем вас принять участие в международном фестивале!..» Раз в два года туда съезжаются артисты из Польши, Германии, стран Прибалтики, Украины, других городов Белоруссии, и этой осенью они опять соберутся. Теперь ждем, когда нам вышлют все данные по этому форуму, и если окажется свободное время, то рискнем. Просто у ТАТД в сентябре уже запланировано участие в традиционном фестивале старейших российских театров в Калуге, а потом в октябре хотим побывать на фестивале пьес Горького в Нижнем Новгороде. Там побываем непременно: недаром же этот сезон открываем «Последними». Успеем ли при таких нагрузках подготовиться к ноябрьскому показу в Бобруйске, пока неизвестно. Но настроение у всех боевое: современный театр немыслим без подобных встреч, обмена опытом… А пока весь июнь будет продолжаться работа живьем, по принципу: «Сезон завершен – да здравствует новый сезон!» Кстати, даже прощаясь со зрителями на большой сцене, где напоследок показали «Двух веронцев» Шекспира, потом пригласили на спектакли, которые еще шли в малом зале. В июле уйдем в отпуск, а с августа начнутся репетиции «Чужого ребенка» Василия Шкваркина, его будет ставить профессор ГИТИСа Александр Исаакович Каневский. Он приедет в Тулу со своим балетмейстером, и зрелище, надеемся, получится ярким. Еще хотим удивить зрителей в новом сезоне пластической сюитой «Window`s». Для работы над ней из Франции вернется на некоторое время Владимир Гранов, который раньше возглавлял в ГИТИСе кафедру сценодвижения, а сейчас живет за границей, в разных странах ставит спектакли, проводит театральные семинары. Ничего подобного в нашем городе еще не видели, думаю, публика и удивится, и порадуется. Есть в нашем «портфеле» и современная комедия, и детский спектакль «Сказки да чудеса на полтора часа», которую Лариса Козлова будет ставить к новогодним праздникам. Она сама, как всегда, написала и сценарий и музыку, кучу текстов, так что маленькие зрители увидят танцевально-музыкальное шоу. В общем, впереди – планов громадье.