Дмитрий Краснов: «Нельзя в театр приводить «улицу»

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Газета «Молодой коммунар» от 16.08.2013

5 сентября Тульский академический театр драмы откроет 237-й сезон спектаклем «Последние» по пьесе Максима Горького.

Над пьесой «Последние» М. Горький работал в 1907–1908 годах. С некоторыми цензурными изъятиями ее опубликовали в сборнике товарищества «Знание». А вот к постановке она была категорически запрещена, что неудивительно, когда в тексте есть, например, такая фраза: «Он, конечно, революционер, как все честные люди в России». Впрочем, «Последние» — это не только о порочности государственной системы и о методах борьбы с ней, что само по себе сегодня звучало бы очень актуально. В пьесе поднимается множество очень важных тем, в том числе тема семьи.

— Это рассказ о распаде дворянского рода, семьи,— рассказывает главный режиссер театра Дмитрий Краснов.— И это расплата за грехи, за жизнь без Бога. «Последние» — очень русская и очень трагическая история. Система ломает людей под себя, превращая их в быдло. Фраза из текста: «В наши дни ужасно много людей, только нет человека…». При этом пьеса многоплановая, в ней есть и мелодрама, и философия, и социальная тема. Мы ставим ее в жанре, который определили как «трагический балаган».

Балаган под названием «Жандарм» будет фигурировать и на сцене — это и символ, и клуб, в котором отец семьи, бывший полицмейстер, проиграл дом и все свое состояние в карты. Автор художественного решения — главный художник театра Александр Дубровин. Прекрасную музыку к постановке написала Лариса Козлова, она будет сама присутствовать на сцене (фортепиано) в дуэте с Риммой Разуваевой (контрабас). Лариса написала для спектакля в том числе несколько песен на стихи Горького. «Песню о Буревестнике», в частности, будет исполнять певичка со сцены того самого клуба «Жандарм»…

В постановке заняты: народный артист РФ Борис Заволокин, заслуженные артисты РФ Виктор Ананьин, Игорь Небольсин, Наталья Савченко, Любовь Спирихина, Ирина Федотова, а также Мария Попова, Полина Шатохина, Ольга Баурина, Инна Медведева, Тимур Курбангалеев и другие.

— Вторая премьера сезона — комедия «Чужой ребенок» Василия Шкваркина, написанная в 1933 году. Чем продиктован такой неожиданный выбор?

— Уточняю: комедия с музыкой и куплетами. Это взгляд из 2013 года в 30-е годы прошлого века, когда, как сказал Сталин, «жить стало лучше, жить стало веселее». Эпоха фильмов «Волга-Волга», «Веселые ребята». Мы попытаемся воссоздать идиллическую атмосферу дачной жизни тех лет. Фабула такова: молодая актриса хочет сыграть брошенную женщину с ребенком, в нее влюблены трое мужчин, но она мечтает только о театре. Главную героиню — Маню — сыграет Ольга Баурина. Премьера состоится 9 октября. Режиссер-постановщик — Александр Каневский из Москвы.

— А что такое пластическая драма «Windows», которую театр заявил в качестве третьей премьеры сезона? Жанр для ТАТД совсем новый.

— Действительно, впервые на нашей сцене появится спектакль, в котором не прозвучит ни одного слова. Идея постановки принадлежит Владимиру Гранову, долгое время преподававшему в ГИТИсе сценическое движение, в настоящее время он дает мастер-классы по всему миру. И ставить этот спектакль будет Гранов. Это история о любви молодого человека и девушки, они долгое время переписываются в чате, но так получается, что никак не могут встретиться — поэтому и название такое: «Windows». Премьера намечена на 12 ноября, репетиции начнутся чуть позже, когда Владимир Гранов вернется из Франции. Однако молодые актеры, занятые в спектакле, уже тренируются — для того, чтобы быть в хорошей форме к тому времени, когда приедет мастер. Мне бы хотелось рассказать еще об одном новом детском спектакле, который мы планируем сделать к новогодним праздникам. Лариса Козлова написала пьесу «Сказка, да чудеса на полтора часа» по сказке «Пойди туда, не знаю куда…», а также музыку к ней — и ставить будет тоже она.

— Прошлый сезон для театра был сложным. Я — о скандалах, связанных с поисками художественного руководителя. Вам уже представили человека, который должен занять эту должность?

— Нет, мы фактически до сих пор остаемся в «подвешенном» состоянии. Вообще, вся эта история с худруком нанесла большой вред театру: скандалы, бунты, собрания… Коллектив разболтало, еле удалось его вновь собрать — люди искусства ведь творческие, эмоциональные. Удивительно, что наша власть не понимает, что нельзя в театр приводить «улицу». Разрушать легко — создавать сложнее.

Предназначение актеров — репетировать и играть спектакли. Поэтому и призываю их в этой неоднозначной ситуации сосредоточиться на своем предназначении и работать: для партнера и для зрителя.

Самое обидное, что все эти неприятности начались именно в прошлом сезоне, когда впервые за долгое время ТАТД вышел на качественно новую ступень развития. Две премьеры прошедшего сезона — «Счастье мое…» и «Воскресение» получили очень хорошие отзывы московских критиков. Оба были отсняты каналом «Культура» и размещены вместе с интервью актеров и рецензиями известных авторов на портале культурного наследия России «Культура РФ». Полина Шатохина, исполнительница главной роли в «Счастье мое…», получила диплом за лучшую женскую роль на Международном фестивале LUDI в Орле, с этим же спектаклем нас позвали на фестиваль старейших театров России в Калугу…

Труппа ТАТД вернулась из отпуска в начале августа. Сейчас идут репетиции «Последних». Спектакль многонаселенный, сложный. Декорации уже установлены, сцены разведены. Премьера совсем скоро.