Дело в шляпе?

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Газета «Молодой коммунар» от 11.11.2011

На днях художник-бутафор и мастер по изготовлению головных уборов Тульского академического театра драмы Нина Логинова отметила юбилей.

 По уши в клею

С Ниной Александровной мы встретились в бутафорском цехе. Здесь вовсю кипит работа: из поролона и ткани мастера изготавливают гигантские ветки сирени для премьерного спектакля по знаменитой пьесе «Тетка Чарлея». Театральные бутафоры, как сказочная фея из «Золушки», могут сделать карету из тыквы и роскошное платье из ветоши. С той только разницей, что все это не превращается обратно в тыкву и тряпье в полночь. В советские — дефицитные — времена они действительно ухитрялись создавать шикарные вещи из ничего. Сегодня с материалами проблем нет. Тем не менее художник-бутафор по-прежнему — это человек с безграничной творческой фантазией и «золотыми руками».

Нина Александровна по образованию — художник-костюмер, закончила Рязанское художественное училище. Шила с детства — сначала наряды для любимых кукол, потом, вместе с мамой, костюмы для школьных представлений. В Тульский драматический театр попала случайно. В 1983 году подруга Нины проходила в бутафорском цехе практику — она и предложила ей попробовать устроиться сюда на работу.

— Не забуду свой первый рабочий день в театре, — смеется Нина. — Мне поручили мыть огромные баки из-под клея. Я пришла домой по уши в клею. Папа был в ужасе: ты куда попала!..

Секретам бутафорского мастерства Нина Логинова училась у опытного профессионала — заведующей мастерскими Галины Бодровой. Сегодня Галина и Нина — высококлассная команда, для которой, кажется, нет ничего невозможного. К слову, великолепного сфинкса для магазина «Тутанхамон» «сваяли» именно они.

Впрочем, есть сфера деятельности, где у Нины Логиновой фактически нет конкурентов, — изготовление головных уборов. За почти 30 лет работы в театре она сделала невероятное количество шляпок, картузов, кичек, капоров, котелков, шапочек — современных и исторических, стилизованных и фантазийных. А свою первую шляпку она сшила для себя еще в юности — это было в 1982 году: красное канотье из велюра с черной отделкой. Наверное, она была единственной в городе девушкой, носившей красную шляпку: в Туле начала 80-х, депрессивной, мрачноватой, одевавшейся в коричневое и серое, это считалось слишком экстравагантным.

— Некоторое время я работала консультантом экспериментального цеха в Доме быта на ул. Колетвинова, — рассказывает Нина Александровна. — Это был интересный опыт. Конечно, приходилось сталкиваться с упрямыми заказчицами. Например, дама очень хочет меховую шапку-«боярку», но у нее головка с кулачок, лицо худенькое — вот и пытаешься убедить, что ей это не пойдет. Впрочем, простор для творчества в этой работе тоже был. Мне нравилось комбинировать мех с полосками кожи, ткани или замши, украшать головные уборы, например, искусственными цветами. А больше всего мне нравилось перешивать старые вещи, создавать из них что-то новое, интересное. Если человек творческий-то у него всегда фантазия бьет через край…

 «Я ее боюсь!»

Нина вспоминает о самых своих необычных театральных работах. Например, о том, как делала шляпу с огромными полями для прекрасной тульской актрисы Александры Соловьевой. Это было в доперестроечные времена, материалов практически никаких. «Головку» для шляпы сшила из синего бархата, а поля склеила из старых бумажных программок, по технологии папье-маше. Шляпа получилась шикарная, но неподъемная. Как актриса умудрялась с таким весом на голове еще и играть, к тому же играть прекрасно, — одному богу известно.

— Сегодня мы с такими проблемами не сталкиваемся, — признается Нина Александровна. — Изолон, картон, фетр, ватин, клееная ткань, цветной пластик… Для декора — тесьма, бисер, стразы. Все что угодно, даже готовые искусственные цветы — раньше-то мы их сами делали…

Работа над сценическим головным убором происходит следующим образом. Сначала наш художник по костюмам Елена Погожева делает эскиз. При этом она дает мне полную свободу — я обычно решаю сама, как и из чего делать, к примеру, шляпку. Иногда что-то корректируется в процессе изготовления. Очень интересно было работать в спектакле «Леди на день» — Чикаго 50-х годов, множество самых разных женских шляп — с перьями, цветными сеточками. Сложную, но интересную профессиональную задачу пришлось решать во время постановки сказки «Чемоданное настроение» — там нужны были кивера, и я смастерила их из полиэтилена.

Помню шляпку, сшитую для Любы Спирихиной — маленькая «головка» и огромная роза из органзы и сеточки. Когда она ее увидела, то сказала: «Я ее не надену, я ее боюсь!» А потом приходила, благодарила, признавалась, что эта шляпка очень помогала ей на сцене. Вообще с нашими девчонками интересно и комфортно работать…

 Соболя для Дмитрия Донского

Нина Логинова делает головные уборы не только для спектаклей ТАТД, но и для театра мод «Контур», фольклорного ансамб- ля «Услада», Ярославского и Тамбовского академических театров. Она изготовила невероятной красоты головной убор из парчи и шнура для тульского «гуттаперчевого мальчика» Алексея Голобородько — его экзотический номер «Золотой бог» покорил жюри и публику «Минуты славы-2».

А еще Нина Александровна мастерила оригинальные кокошники, стилизованные под башенки Тульского кремля, специально для празднования Дня города.

— Мою работу можно увидеть и в музейной экспозиции на Куликовом поле, — рассказывает Нина. — Мы вместе с известным тульским дизайнером Галиной Супрун изготавливали плащ и шапку Дмитрия Донского. Я вышивала плащ золотой нитью, делала воротник и головной убор. Для этого мы даже ездили в Москву покупать соболиные шкурки. Закупили 8 шкурок — на воротник, шапку и опушку плаща…

Любовь Нины к шляпкам разделяют многие. Во время трансляции свадьбы английского принца Уильяма и Кейт Миддлтон женщины всего мира любовались невероятно красивыми и элегантными шляпками приглашенных на церемонию дам. Этот аксессуар всегда считался символом изысканности и аристократизма.

— Кстати, шляпки сегодня с удовольствием носят и молодые девчонки, причем шляпки самые разные: вязаные и фетровые, с полями и без, с отделкой тесьмой и мехом, купленные в магазине и сделанные своими руками. Мне это очень нравится. Мне всегда нравится, когда люди проявляют фантазию и изобретательность…