Благотворительность как искусство

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Газета «Молодой Коммунар» от 1 марта 2011 года

оригинал статьи — http://mk.tula.ru/articles/a/6844/

Герои премьерного спектакля Тульского академического театра драмы «Деревья умирают стоя» — люди любящие. И хотя каждым из них движут свои мотивы, всех их в итоге объединит одно общее чувство.

Пьеса испанского драматурга Алехандро Касоны — добрый и порой веселый семейный детектив. Причиной случившейся заварушки, как водится, является любовь, она же поможет в итоге разрешить ситуацию, мудро и беспристрастно. Герои обаятельны, чувства достоверны, а сюжет хоть и лихо закручен, все же легко поддается осмыслению и не вызывает мучительных раздумий на тему правых и виноватых или «как бы я поступил на его месте?».

Маурисьо (Андрей Нецветаев) — азартный молодой человек, несостоявшийся актер, что, впрочем, не мешает ему играть не менее яркие роли в жизни, нежели он делал бы это на театральных подмостках. Он возглавляет городское отделение международной корпорации добрых дел, суть работы которой — «благотворительность духа», благотворительность как искусство. Добрые дела контора творит весьма нестандартно: к примеру, чтобы родители уделяли больше внимания детям, а не шатались по клубам, они похищают чад. Судью, желавшего подписать смертный приговор, отвлекает пение соловья за окном — это «поет» имитатор из корпорации. Рука беспощадного вершителя правосудия дрогнула, ведь пение птиц — его слабость.

Маурисьо самозабвенно увлечен своим искусством, и даже любовь для него — лишь игра, которая требуется по сценарию. Его новая сотрудница Марта (Лариса Киеня), которую он завербовал, напротив, девушка ранимая и тонко чувствующая. Именно поэтому она легко согласилась вершить добро.

И вот эта парочка попадает на новое задание. По просьбе сеньора Бальбоа (народный артист РФ Борис Заволокин), бесконечно любящего свою жену, Маурисьо должен на время стать его внуком, которого он сам изгнал из дома 20 лет назад за недостойное поведение. Все эти годы бабушка (заслуженная артистка РФ Елена Попенко) провела в думах о внуке, единственном родном ей человеке на свете. Чтобы хоть как-то утешить супругу, сеньор Бальбоа писал ей письма от имени чада, мол, он неплохо устроился за океаном, получил профессию архитектора и создал семью. Хотя на самом деле внук стал проходимцем и отпетым преступником.

«Актеры» осведомлены об истории семьи и традициях, и первое время все идет прекрасно. Бабушка, ослепленная внезапным счастьем, готова закрыть глаза на то, что внук не очень-то похож на себя прежнего, да и спят молодые в разных комнатах. Маурисьо и Марта продолжают самозабвенно доигрывать спектакль, и в какой-то момент понимают, что он становится их жизнью. Они хотели бы, чтобы пожилая сеньора действительно была их бабушкой, а они — семьей.

Ну, а в финал вмешивается настоящая жизнь, которая сложнее любых сценариев.

В рецензиях на постановки «Деревьев…» нередко пишут, что спектакль учит любить и сострадать, слушать сердце и уметь прощать. В постановке тульского режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Алексея Малышева нет морализаторства. Здесь во главе угла образ мудрой женщины, которая принимает испытания судьбы, и только любовь поможет ей их преодолеть.