Заволокин Б.Ф.

Народный артист РФ (1987)

День рождения 26 июля
Окончил Студию при Тульском драматическом театре (1960)
Работал в театрах Мукачева, Астрахани, Иркутска, Николаева, Калинина, Краснодара, Куйбышева
Артист Тульского академического театра драмы с 1989 года

Лауреат премии «Актер России» (I Всероссийский театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова (Тамбов, 2007) за роль Митрича в спектакле по пьесе Л.Н. Толстого «Страсти по Никите» (Власть тьмы)
Награжден Серебряной медалью «За особый вклад в развитие Тульской области» (2017) 

Роли в театре:
Игорь Николаевич – «Концерт Высоцкого в НИИ» М. Розовского (1989)
Федор Иванович – «Уроки музыки» Л. Петрушевской (1989),
Семен Семеныч – «Когда спящий проснется…» О. Ернева (1990),
Кулеба – «Дурацкая жизнь» С. Злотникова (1990),
Брат Лоренцо – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1990),
Эдмонд Фонтанж – «Крошка» Ж. Летраза (1990),
Инспектор Бернар – «Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.К. Каррьера (1991),
Пинский – «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» бр. Стругацких (1991),
Дипломат – «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1991),
Альбер Ламар – «Се ля ви, мой дорогой» Ж.Ж. Брикера, М. Ласега (1991),
Отец, Дворник, Ломовик – «Клевета на человечество» М. Зощенко (1991),
Доктор Харпер – «Мышьяк… и кровавые кружева» Н. Кесселринга (1992),
Рагозин – «Гусар из КГБ» В. Константинова, Б. Рацера (1992),
Восьмибратов – «Лес» А.Н. Островского (1992),
Любитель порядка – «Программа «С любовью» Л. Хесслинда (1992),
Муромский – «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1993),
Уилфрид Робартс – «Свидетель обвинения» А. Кристи (1993),
Бартоло – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1994),
Берт Хинкл – «Все о Еве» М. Орр, Р. Денема (1994),
Митя Вислухин – «Любовь и голуби» В. Гуркина (1994),
Атаман Платов – «Тульский секрет – 2» В. Константинова, Б. Рацера (1994),
Герцог Нортумберленд – « А дождь себе льет да льет…» Е. Поддубной (1994),
Хеннинг – «Уступи место завтрашнему дню» В Дельмар (1994),
Доктор Корниш – «Женские тайны» С. Моэма (1995),
Вадим Петрович – «Море любви» В. Константинова, Б.Рацера ввод (1995),
Лыняев – «Волки и овцы» А.Н. Островского (1995),
Егерь – «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О. Табакова (1995),
Б. («Дверь») – «От красной крысы до зеленой звезды» А. Слаповского (1996),
Богатый крестьянин – «Рыцарь большой мечты» по М. Сервантесу (1996),
Гриша – «Отдам в хорошие руки добрую старую собаку» Л. Проталина (1996),
Норфолк – «Королевские игры» Гр. Горина (1996),
Сан Саныч – «Остров нашей любви и надежды» Г. Соловского (1996),
Игорь – «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала…» Н. Птушкиной (1997),
Предводитель – «Два гусара» Л.Н. Толстого (1997),
Барон де Монришар – «Дамская война» Э. Скриба (1997),
Ходжс – «Быть или не быть» У. Гибсона (1998),
Оргон – «Игра любви и случая» П. Мариво (1998),
Муромский – «Лизанька» по А.С. Пушкину (1998),
Шериф Толбет – «Американский блюз (Орфей спускается в ад)» Т. Уильямса (1998),
Полковник Пикеринг – «Пигмалион» Дж. Б. Шоу (1999),
Огеренк – «Контесса, или Радость бытия» М. Дрюона (1999),
Сэр Тоби – «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира (1999),
Арсен Казбеки – «Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг» Б. Брехта (2000),
Дон Педро Энрикес – «С любовью не шутят» П. Кальдерона (2000),
Николай Звягинцев – «Кадриль» В. Гуркина (2000),
Вукол Потехин – «Чудаки» М. Горького (2002),
Золотников – «От нежного сердца!» В. Соллогуба, Н. Некрасова (2002),
Борис Петрович – «Вчера подкралось незаметно» А. Озолина (2003),
Яичница – «Женитьба» Н.В. Гоголя (2003),
Инспектор Портерхаус – «СЛИШКОМ ЖЕНАТЫЙ ТАКСИСТ» Р. Куни (2004)
Живота Цвийович – «Доктор философии» Б. Нушича (2004),
Федор Иванович – «Вероника (Вечно живые)» В .Розова ввод (2005),
Шварц – «Темная история» П. Шеффера (2005),
Митрич – «СТРАСТИ ПО НИКИТЕ (ВЛАСТЬ ТЬМЫ)» Л.Н. Толстого (2006)
Ихменев – «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» Ф.М. Достоевского (2007)
Мэр Нью-Йорка, Начальник полиции – «ЛЕДИ НА ДЕНЬ» О. Данилова (2008)
Большов – «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского (2008)
Брабанцио – «ОТЕЛЛО» У. Шекспира (2009)
Куфисель – «ЧАО!» М.-Ж. Соважона (2009)
Сеньор Бальбоа – «ДЕРЕВЬЯ УМИРАЮТ СТОЯ» А. Касона (2011)
Ермил Зотыч Ахов – «НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА» А.Н. Островский (2011)
Герман Льюис — «СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА» Р. Баэр (2012)
Оружейник-старик Егупыч — «СКАЗ О ТУЛЬСКОМ ЛЕВШЕ (БЛОХА)» Е. Замятина (2012)
Ланс — «ДВА ВЕРОНЦА» У. Шекспира (2013)
Иван Коломийцев — «ПОСЛЕДНИЕ» М. Горький (2013)
Синьор Монтекки — «КАРНАВАЛ В ВЕРОНЕ» Г. Горин (2014)
Месье Дюваль — «ДАМА С КАМЕЛИЯМИ» Александр Дюма-сын (2015)

Роли текущего репертуара:
Винченцио — «УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ» У. Шекспир
Калина Дмитриевич Дробадонов — «РАСТОЧИТЕЛЬ» Н.С. Лесков
Прокоп Свиридович Серко — «ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ» М. Старицкий
Князь Долгорукий — «ПИКОВЫЙ ВАЛЕТ» Б. Акунин
Брассет — «ТЕТКА ЧАРЛЕЯ» Б. Томас
Микич Котрянц – «ТИФЛИССКИЕ СВАДЬБЫ (ХАНУМА)» А. Цагарели
Гаврила Пантелеич Белугин – «МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ БЕЛУГИНА» А.Н. Островский, Н.Я. Соловьев

ПРЕССА
— «Заволокинские башмаки» (Выставка коллекции башмачков народного артиста России Бориса Заволокина) статья Екатерины Луниной газета «Молодой коммунар» от 30 марта 2010 года
читать>>

«МЕНЯ СУДЬБА НЕ ОБДЕЛИЛА…»
(К 70-ти летию народного артиста РФ Б.Ф. Заволокина)

«Я – природный туляк, — всегда с гордостью говорит Борис Федорович Заволокин, — все мои корни – здесь. Прадеды, деды лежат на Всесвятском… И я хоть много лет провел вдали от Тулы, никогда не чувствовал себя оторванным от нее».

Б.Ф. Заволокин родился 26 июля 1939 года в Туле. Детство провел на улице Каминского в доме №15. в его роду не было актеров, или людей, связанных с театром. Отец – Федор Николаевич, учитель истории и обществоведения в Первом техническом училище, мать – Тамара Ивановна, домохозяйка. Борис уже в четвертом классе участвовал в школьной самодеятельности, придумывал пародии, за что получил прозвище «Клоун». В 41-й школе ему повезло с учителем литературы Надеждой Игнатьевной Юхимовой. Она вела замечательный драмкружок! Благодаря ей и начало кристаллизоваться в Борисе Заволокине стремление к сцене. Однако после окончания школы в 1957 году он пошел учиться к отцу в Техническое училище, получил профессию токаря и начал работать в цехе №21 легендарного Тульского оружейного завода.

А театр манил! Жил в нем, звал! И вдруг объявление о наборе в Студию при драмтеатре! Борис решает испытать счастье. И выдерживает конкурсный отбор! Природа одарила его сполна богатой натурой, красотой, статью, выразительным взглядом, особо мягким тембром голоса и необыкновенным желанием творчески видеть жизнь, воспринимать тончайшие ее подробности и детали.

Учителями в Студии были режиссеры Ю.В. Юровский, Н.Н. Паркалаб, а также признанные мастера сцены К.А. Шишкин, П.Я. Волков-Мирский, Г.Ю. Ригерт, В.В. Кравченко. Студенты учились и очень скоро начали играть маленькие роли в спектаклях театра. «Нас пестовали и помогали становлению не только педагоги, но и весь театр: в 1958 году мы были первым послевоенным курсом, — вспоминает Заволокин. – Всю жизнь мы словно подпитывались той любовью, что дарили нам педагоги, которых мы, тем не менее, ужасно боялись». Двенадцать человек окончило Студию, в основном все остались в Туле. А выпускнику Заволокину очень хотелось самостоятельности! Хотя, как признавался потом сам артист, он везде ездил за своим педагогом – Юровским.

И пошли театральные дороги! Сначала на Западную Украину – в Мукачево, потом Астрахань, Иркутск, Николаев, Калинин, где Борис Заволокин сыграл одну из любимых своих ролей – Филиппа Ролингса в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя. Затем девять лет удачной работы в Краснодаре. Где было много ролей, и одна заняла особое место – Фигаро. В этой роли он выходил к публике 367 раз! В 1979 году Заволокин был удостоен Почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Его приглашает в Куйбышев, ныне Самару. Борис Федорович выступает как ведущий артист труппы, и в 1987 году ему присваивают почетное звание «Народный артист Российской Федерации».

В 1989 году уже признанным мастером возвращается Б.Ф. Заволокин в Тулу в свой родной театр. И сразу становится любимцем города. Первая же роль, сыгранная им на Тульской сцене, Игорь Николаевич в комедии М. Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» (режиссер Л. Аронов) принесла ему признание публики. «Большой начальник», умеющий «красиво подать себя», когда в его институте все в порядке, и трусливый перестраховщик, когда надо принять не очень-то важное решение… Взять ответственность на себя – это для Игоря Николаевича – Заволокина было не-воз-мож-но! Артист жил в этой роли удивительно ярко, броско, сочно, со множеством комедийных нюансов, неожиданных переходов из одного состояния в другое, являя бесконечно узнаваемый тип начальника.

Следующая премьера «Уроки музыки» Л. Петрушевской (режиссер Л. Аронов) выявила для туляков драматическую, а подчас трагическую природу актера. В отце семейства Козловых Федоре Ивановиче жил тот «разлад души», с которым у героя Заволокина никогда не было покоя. Вечные стычки с тещей, непонимание с женой, уходящий из-под отцовского контроля сын – и дома он будто в гостях, где никто никому не нужен, никто никого не слышит, только остается за общим столом поднять чарку «за здравие» и махнуть на все рукой.
Думал ли Б.Ф. Заволокин, когда, осваивая азы актерского мастерства и восхищаясь талантом и обаянием Софьи Владимировны Сотничевской, что они встретятся на сцене как партнеры?

Театр – волшебный мир, здесь все может сбыться!

В спектакле «Отдам в хорошие руки добрую старую собаку» Л. Проталина (режиссер А. Попов), Б.Ф. Заволокин сыграл Григория Дмитриевича, Гришу, первую, незабываемую любовь Маши Виноградовой – Сотничевской. Судьба и время разделили героев почти на пятьдесят лет. В конце жизни она же подарила им эту незабываемую встречу. Заволокин сыграл человека, которого можно было любить всю жизнь. И Маша жила их любовью и в годы войны, и в сталинских лагерях, и во всех испытаниях. При встрече через десятилетия этих старых молодых людей не постигло разочарование – они сразу узнали друг друга. Заволокин играл потомственного интеллигента, умного, сдержанного, у которого личная жизнь не удалась, потому что как и у Маши жизнь его была – творчеством. И внешне – с чеховской бородкой, только седой, в костюме сдержанного цвета, он был необыкновенно тактичен и немногословен, и, может быть, даже старомоден в своем благородстве, порядочности и верности. Это был очень красивый, тонкий актерский дуэт больших Мастеров.

Актерский диапазон Б.Ф. Заволокина необычайно широк. Ему подвластны драмы, комедии, водевили, трагедии – все жанры. Сочный, яркий, заразительный с присущим только ему юмором, Борис Федорович особо неотразим в комедиях: здесь и озорник Митя Вислухин в спектакле «Любовь и голуби» В. Гуркина (1993), и не чурающийся соленой шутки Лорд Норфолк в «Королевских играх» Гр. Горина (1996), и ищущий семейного тепла Игорь в лирическом водевиле «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала…» Н. Птушкиной (1997), одинокий обитатель приюта для стариков Борис Петрович в комедийной мелодраме «Вчера подкралось незаметно» А. Озолина (2003).

Подлинный «пир духа» демонстрирует Борис Федорович в спектаклях классического репертуара. Здесь сполна проявляются объем личности актера, особый шарм, который зрители называют «неповторимым заволокинским обаянием».

Здесь и простодушный, открытый Муромский из «Свадьбы Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1993), и завидный жених, старый холостяк Лыняев в «Волках и овцах» А.Н. Островского (1995), полный энергии и жизнелюбия фантазер Сэр Тоби Белч в комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира (1999), сдержанный англичанин Полковник Пикеринг в «Пигмалионе» Б. Шоу (1999), ищущий счастья одинокий экзекутор Яичница в «Женитьбе» Н.В. Гоголя (2003), забавный нувориш Живота Цвийович в «Докторе философии» Б. Нушича (2004), униженный, но страстно защищающий свое достоинство старик Ихменев в «Униженных и оскорбленных» Ф.М. Достоевского (2007).

Одной из любимых и значительных своих ролей называет Б.Ф. Заволокин роль Вукола Потехина в «Чудаках» М. Горького (2002, режиссер А. Попов). Старый землемер Вукол Потехин у Заволокина поначалу кажется усталым циником, все отрицающим, ничему не верящим: «Не верю! Храм сей, скверно построенный и полуразрушенный, Русью именуемый, — невозможно обновить стенной живописью. Распишем стены, замажем грязь и роковые трещины… Что же выиграем? Грязь – она выступит, она уничтожит милые картинки… И снова пред нами гниль и всякое разрушение». В помятой парусиновой паре, с детской панамой на голове, он иногда напоминал большого ребенка и был сродни главному герою – писателю Мастакову (М. Матвеев). Вукол Заволокина был очень живым и умным. Ирония как броня защищала его – он был очень одиноким человеком. Боялся и любил своего сына Николая (Л. Шапошников), ожесточенного на весь белый свет. Необычайно выразительно жил Вукол – Заволокин в паузах. Его внутренняя жизнь интенсивно проявлялась в этих «зонах тишины». Он явно, зачастую говорил совсем не то, о чем думал. В его голове шла постоянная непрерывная работа. И не оторвать было глаза от того, как Вукол пил чай, сидел с опущенными руками, поглаживая больные ноги, наблюдал за дачной жизнью Мастаковых. Физически Вукола – Заволокина много на сцене, в его характерную колоритную фигуру постоянно упираешься взглядом. Он и смеялся много и говорил бодро, может быть, даже чересчур, потому что через эту, такую нарочитую бодрость, сочилось одиночество. Трагически звучит сцена прощания Вукола с сыном. Николай уезжает. Недоговоренность, паузы, неловкость. Два родных человека никак не могут разойтись, понимая, что больше им не увидеться. Однозначные фразы. «Ты что обижаешь людей!» — «Я уезжаю…» — «В Сибирь поезжай.» — «Зачем?» — «Наживешь денег. Когда люди противны необходимо иметь много денег.» — «Прощай»… И Вукол не выдерживает: «Давай обнимемся…» И впервые со всей сердечностью, одинокостью, беззащитностью припадает к Николаю, передавая через это объятие всю свою любовь и нерастраченную нежность. А потом, когда сын уйдет, будет отрешенно сидеть на скамейке и, подобно чеховскому Астрову, сам себе говорить: «Может быть – в Африку, может – ко всем чертям…» В 2002 году на открытии I Фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» роль Вукола Потехина, как и спектакль «Чудаки» стала украшением фестиваля, была отмечена российской прессой, удостоена Премии Администрации Тульской области «Триумф» (2003).

В 2005 году в репертуаре Заволокина появляется Гаврила Пантелеич Белугин в спектакле «Медовый месяц Белугина» по пьесе А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева «Женитьба Белугина» (режиссер А. Попов). Эта роль артиста особо отмечена на фестивалях «Островский в Доме Островского» (г. Москва, 2006), «У Золотых ворот» (г. Владимир, 2008), удостоена Премии Администрации Тульской области «Триумф» (2006). Когда Гаврила Пантелеич появляется на сцене – целая эпоха за ним. Купец идет, хозяин, хранитель родовой чести. Актер ведет роль подробно, объемно, психологически точно, нигде не прерывая линию жизни. Здесь, как и всегда в игре Заволокина, великая русская школа демонстрирует свою стойкую и непобедимую традицию. И нет ничего интереснее живого чувства, живой эмоции, объемного характера.

В 2007 году на первом Фестивале имени Н.Х. Рыбакова в Тамбове, Борис Федорович Заволокин стал Лауреатом премии Николая Хрисанфовича Рыбакова «Актер России», за роль работника Митрича в спектакле «Страсти по Никите» по пьесе Л.Н. Толстого «Власть тьмы».

Борис Федорович – человек в Туле и области не просто известный, а популярный. Он частый и желанный гость в коллективах художественной самодеятельности, он всегда в гуще людей, всегда стремится ответить на каждый вопрос, обращенный к нему. Когда он, играя Лорда Норфолка в «Королевских играх» Гр. Горина, появлялся на сцене, и произносил первые слова: «А вот и я!», зрительный зал всегда взрывался шквалом аплодисментов. Новых ролей Заволокина всегда с нетерпением ждут туляки, потому что, если Заволокин занят в спектакле, значит «это интересно».

Поклонники Бориса Федоровича знают и о его увлечении – коллекции башмачков, которых сейчас более трехсот: от миниатюрных хрустальных туфелек до хромовых сапог, сшитых вручную, и посильно пополняют ее.

«В 55 лет я выдвинул девиз: меня судьба не обделила, и он справедлив по сей день, — говорит Заволокин, — у меня в жизни было все – роли, удачи, любовь, у меня настоящая семья с любимой женой, изящной женщиной Светланой Владимировной, с которой мы познакомились в нашем театре». Сейчас занятость Б.Ф. Заволокина в репертуаре театра велика. Почти каждый день он занят в спектакле или репетиции. Ему подвластен любой материал, от современной пьесы до вершин классической драматургии. В любой роли он достоверен и неподражаем. В наше, такое суровое время, он умеет найти в своих героях нежность сердца, желание счастья, человеческого тепла. Но актер озабочен, что ждет молодежь, с чем она придет в будущее. «Мне хотелось бы, — замечает Б.Ф. Заволокин, — чтобы туда, в «новое время», пришли люди порядочные. Ведь добрый и злой, откровенный и скрытный и прочие противоположности – это все относительно, в порядочность – она безусловна, ей нет альтернативы!»

О.Н. Кузьмичева