ДРУЖИНИНА Наталья Петровна

Заслуженная артистка РФ (2002)

День рождения 12 апреля
Окончила Ленинградский государственный институт культуры (ЛГИК)
Работала в Волгоградском драматическом театре
Актриса Тульского академического театра драмы с 1982 года

Роли в театре:
Фигурантка, актриса, танцовщица – «Водевиль» по Д. Ленскому (1982),
Лиза – «Комната» Э. Брагинского (1982),
Галя – «Папина дочка (Нина)» А. Кутерницкого (1982),
Зизи – «Соловьиная ночь» В. Ежова (1984),
Тоня Андреевская – «По 206-й» В. Белова (1984),
Галчонок и Зайчонок – «Каникулы в Простоквашине» Э. Успенского (1985),
Аня – «Клуб нелюбимых, или Ромашка без лепестков» И. Гофф (1986),
Таня, Ольга – «Игра» Ю. Бондарева (1986),
Настя – «Царь и солдат» Л. Кожевникова (1986),
Оля – «У моря (Кабанчик)» В. Розова (1987),
Соня – «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1987),
Секретарша – «Возвращение» А. Чхаидзе (1987),
Марта Калвер – «Женское постоянство» С. Моэма (1988),
Незнакомка в маске, Судьба – «Кабала святош» М. Булгакова (1989),
Нина – «Уроки музыки» Л. Петрушевской (1989),
Оля – «Когда спящий проснется…» О. Ернева (1990),
Липочка – «Счастливый день» А.Н. Островского, Н.Я. Соловьева (1990),
Сюзон – «Восемь любящих женщин» Р. Тома (1990),
Кошка – «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга (1990),
Сильви Газелль – «Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.-К. Каррьера (1991),
Марга – «Дикарь» А. Касона (1991),
Долли – «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1991),
Элен Харпер – «Мышьяк… и кровавые кружева» Н. Кесселринга (1992),
Цинтия – «Клуб избранных (Все в саду)» Э. Олби (1992),
Каисса-путана – «Программа «С любовью» Л. Хесслинда (1992),
Таня – «Именины на костылях» С. Лобозерова (1993),
Эдит – «Призраки в доме сэра Чарлза» Н. Коуарда (1993),
Софи – «Моя парижанка» Р. Ламуре (1993),
Лидочка – «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1993),
Белый мышонок – «День рождения кота Леопольда» А. Хайта (1993),
Ева – «Все о Еве» М. Орр, Р. Денеэма (1994),
Люда – «Любовь и голуби» В. Гуркина (1994),
Скоморох, Английская королева – «Тульский секрет-2» Вл. Константинова, Б. Рацера (1994),
Изабелла Тренч – «Женские тайны» С. Моэма (1995),
Варя – «Море Любви» Вл. Константинова, Б. Рацера (1995),
Ивонна Бернар – «Загадка дома Вернье» А. Кристи, Р. Тома (1995),
Белоснежка – «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О. Табакова (1996),
Мери Болейн – «Королевские игры» Гр. Горина (1996),
Она – «Ненормальная» Н. Птушкиной (1996),
Лиза – «Остров нашей любви и надежды» Г. Соловского (1996),
Очередная жена – «Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы» В. Коркия, А. Лаврина (1996),
Хихикалка – «Анчутка» Б. Метальникова (1996),
Лидия Михайловна – «Семейное счастие» Л.Н. Толстого (1997),
Устюша – «Два гусара» Л.Н. Толстого (1997),
Мэг – «Быть или не быть» У. Гибсона (1998),
Петра – «Великолепный Краюшкин (Санька-встанька)» Ю. Рогозина (1998),
Катерина Ильинична – «Лизанька» по А.С. Пушкину (1998),
Беула – «Мисс Гоббс» Дж. К. Джерома (1998),
Мария – «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира (1999),
Феба – «Дверь в смежную комнату» А. Эйкбурна (1999),
Виктория – «Сирена и Виктория» А. Галина (1999),
Знатная дама – «Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг» Б. Брехта (2000),
Лизавета Богдановна – «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (2000),
Констанца – «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо (2001),
Людмила – «Афинские вечера» П. Гладилина (2002),
Мари – «Сиреневое платье Валентины» Ф. Саган (2003),
Хозяйка – «Очень простая история любви» М. Ладо (2004),
Анна – «Ох, уж эта Анна!» М. Камолетти (2006)
Миссис Пэдди – «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (2007)
Миссури Мартин – «ЛЕДИ НА ДЕНЬ» О. Данилова (2008)
Дуэнья Маргарита – «ДУЭНЬЯ» Р.Б. Шеридана (2010)
Елизавета Александровна – «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» И.А. Гончарова (2010)
Дачия – «ТИТАНИК-ВАЛЬС» Т. Мушатеску (2011)
Ирина — «В СТА ШАГАХ ОТ ПРАЗДНИКА» С. Лобозерова (2012)
Лора — «ПАЛАТА БИЗНЕС-КЛАССА» А. Коровкин (2012)
Шура — «БАБАНЯ И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ…» Кати Рубиной (2014)
Зара Петровна — «ИЗМЕНА» Л. Зорин (2015)
Анна Семеновна Мякишева — «РАСТОЧИТЕЛЬ» Н.С. Лесков (2016)

Роли в спектаклях текущего репертуара:
Вера Михайловна — «МАШЕНЬКА» Р. Овчинников
Марлен — «СЕМЕЙНЫЙ УИК-ЭНД» Ж. Пуаре
Кабато – «ТИФЛИССКИЕ СВАДЬБЫ (ХАНУМА)» А. Цагарели

Роли в кино и телефильмах
«Парни из стали» (2005),
«Таксистка-3» (2006),
«Последняя исповедь» (2006)
«Закон и порядок» (2007)

ПРЕССА
— «Наталья Дружинина: «Человеческие отношения важнее ролей»
(К юбилею заслуженной артистки России Натальи Дружининой)
статья Ирины Скибинской
газета «Молодой коммунар» от 13 апреля 2010 года
читать>>

Наталья ДРУЖИНИНА. Как удивлять себя и других.

12 апреля актриса Тульского академического театра драмы, заслуженная артистка России Наталья Дружинина отметила юбилей. Впервые – в разлуке с родной сценой, коллегами, зрителями. Корреспондент «Молодого коммунара» беседует с Натальей Петровной о том, как артисты переживают режим самоизоляции, о ее последних ролях в театре и кино и о многом другом.

Она окончила Ленинградский государственный институт культуры (ЛГИК). Работала в Волгоградском драматическом театре. Актриса Тульского академического театра драмы с 1982 года. За почти 40 лет служения тульской сцене сыграла около 80 ролей.

«Устала без дела»
– Мы все попали в странную, неприятную ситуацию. Репетиции и спектакли отменили на неопределенное время, – говорит Наталья Дружинина. – Конечно, дома всегда много дел, до которых раньше руки не доходили, например, книги разобрать, посмотреть хорошее кино или постановку известного режиссера. Но состояние неопределенности, вынужденной несвободы, понимание, что от тебя ничего не зависит, конечно, угнетает…
Наталья Петровна убеждена, что в такие периоды нужные, соответствующие состоянию души книги и фильмы будто сами находят тебя. Она вспоминает время, когда кормила новорожденного сына – и вдруг начала запоем читать классику. Перечитала «Войну и мир», всего Лермонтова… Вот так же неслучайно посмотрела недавно дебютный фильм известной актрисы и режиссера Веры Глаголевой, после тяжелой болезни ушедшей из жизни три года назад. Лента «Сломанный свет» рассказывает об актерах, музыкантах, художниках, оказавшихся в конце 1980-х годов невостребованными.
– Там героиня говорит, что устала без дела, о том, как страшно, когда никуда не надо спешить, – рассказывает Наталья Петровна. – Похоже на наше сегодняшнее состояние… Дружинина снималась в последнем фильме Глаголевой «Не чужие». Для тульской актрисы эта совместная работа стала важным профессиональным и человеческим опытом.
– Я с огромным уважением относилась к фильмам Веры Глаголевой задолго до нашей встречи. Ее картина «Две женщины» произвела на меня огромное впечатление, – вспоминает Наталья Петровна. – А через какое-то время у нас состоялся кастинг – отбирали актеров в новый фильм Веры «Не чужие», в итоге меня и Андрея Сидоренко утвердили…

Она дарила надежду
Дружинина рассказывает о Глаголевой как о талантливом, сильном, жестком в работе человеке, который четко знает, чего хочет, и всегда этого добивается.
– При этом она была удивительно демократичной, с равным уважением относилась ко всем людям, вне зависимости от их статуса, – говорит Наталья Петровна. – До этого у меня был небольшой опыт работы в сериалах. Там, пока снимают с тобой эпизод, чай приносят, окружают вниманием. Стоит только выйти с площадки – и всё, тебя для них не существует, будто ластиком стерли.
Вера и ее творческая команда к нам с Андреем совершенно по-другому относились. Помню, как мы в первый раз приехали на съемки. Вера так искренне обрадовалась, что мы с Андреем даже подумали: она нас с кем-то перепутала. А она просто такой человек…

«Не чужие» – история о людях, живущих в провинции, где жизнь будто остановилась. В центре сюжета – дети, страдающие от бесконечных конфликтов и разбирательств между взрослыми. Когда Глаголевой предложили его снимать, она поначалу отказалась, а потом передумала, но с условием: финал будет не трагическим, как в сценарии, а оптимистичным, дающим надежду. – Вера не снимала «чернуху» и, кстати, в своих фильмах никогда не смаковала детали, создающие образ глубинки – обшарпанные дома, разбитые дороги, – поэтому и картина получилась трагическая, но очень человеческая, наполненная сочувствием, – считает Дружинина. Она с благодарностью вспоминает, как Вера Глаголева помогала ей и другим театральным актерам, занятым в фильме, привыкать существовать в пространстве кино, где требуются совершенно иные навыки. Для Натальи Петровны это был первый «полный метр» и первая серьезная работа в кинематографе… – Вера уже тогда была серьезно больна, но об этом знали только ее близкие, – продолжает актриса. – Она ушла из жизни, когда фильм был практически закончен, оставалось доснять совсем немного. Работу завершил режиссер по монтажу… За месяц до ее смерти у нас состоялся телефонный разговор. Вера обещала, что обязательно привезет «Не чужих» на презентацию в Тулу, и именно тогда посоветовала мне посмотреть ее дебютный фильм. Я смогла это сделать только сейчас..

За рамками амплуа
Мы беседуем с Натальей Петровной о значимых для нее театральных ролях. Автор этих строк вспоминает созданный Дружининой образ Веры Михайловны в «Машеньке» А. Афиногенова и редкую по силе эмоционального воздействия сцену во втором действии спектакля. Роль небольшая, но зрители эту работу помнят.
– Величина роли никогда не была для меня критерием ее профессиональной и человеческой ценности, – утверждает актриса. – И зрительский успех тоже не всегда становится критерием. Бывают выигрышные роли, и комедийные, и драматические, которые сами по себе написаны так, что почти наверняка зритель рассмеется или заплачет. Мне интереснее вскрыть в своих героях то, что не лежит на поверхности. Для меня в этом смысле очень важна реакция не только зрителей, но и коллег: мы друг друга давно знаем, понимаем, как кто может сыграть. И если вдруг ты их удивляешь – это дорогого стоит. А если удивляешь себя?..
По словам Натальи Петровны, удивить себя и других часто помогает режиссер. Она рассказывает о спектакле «Санька-встанька», где режиссер-постановщик Александр Попов доверил Дружининой роль, выходящую за рамки ее привычного амплуа.
– Александр Иосифович умел увидеть в актере разные грани, и я ему за это очень благодарна, – говорит Наталья Петровна. – Еще одна важная для меня работа – спектакль «Ложь на длинных ногах» по пьесе Эдуардо де Филиппо, в котором я сыграла сестру главного героя. Тогда режиссер Алексей Гирба предложил мне немного повысить тональность голоса, и этот, на первый взгляд, технический момент оказался ключиком к созданию неожиданного и яркого образа… Я благодарна Родиону Овчинникову, поставившему в нашем театре «Расточителя» Лескова. Мне дали роль тещи главного героя, женщины жесткой, властной. Подошла к режиссеру, сказала честно: не уверена, что буду в этом образе убедительной. Он поинтересовался, кого я играла раньше. А я обычно играла лирических героинь – несчастных, страдающих. Овчинников решил попробовать, очень мне помог, нажал во мне какие-то «клавиши» – и всё состоялось… Самое интересное в нашей профессии – постоянно открывать в себе что-то новое. В этом и есть актерское счастье…

Ирина СКИБИНСКАЯ. Газета «Молодой коммунар» от 24 апреля 2020 года.