РАХЛИН

Рафаил Павлович

(1.05.1926-19.10.1998)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977)

Главный режиссер театра с 1969 по 1981

Постановки:
«Материнское поле» Ч. Айтматова (1969),
«Бесприданница» А.Н. Островского (1971),
«Варвары» М. Горького (1973),
«Характеры» В. Шукшина (1974),
«Тульский секрет» В. Константинов, Б. Рацер (по Н.С. Лескову) (1974),
«Темп-1929» Н. Погодина (1975),
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1975),
«Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика (1976),
«Отелло» У. Шекспира (1977),
«Живой труп» Л.Н. Толстого (1977),
«Пенелопа» В. Константинова, Б. Рацера (1979),
«Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1980),
«Путь» А. Ремеза (1981),
«Крошка» Ж. Летраза (1990),
«Тульский секрет — 2» В. Константинов, Б. Рацер (по Н.С. Лескову) (1994)

 

1 мая 2016 года – 90 лет со дня рождения

Рафаила Павловича РАХЛИНА (1926-1998),

актера, режиссера,

заслуженного деятеля искусств РСФСР,

главного режиссера Тульского драматического театра (1969-1982)

Р.П. Рахлин возглавил Тульскую драму в 1969 году, придя еще в старое здание театра, но именно с открытием нового ассоциируется «рахлинский» период Тульского драматического театра.

Р.П. Рахлин был магнетической личностью, прекрасно выступал – ему был дан дар слова, умел влиять на аудиторию, говорил без всяких бумажек и конспектов. Всегда элегантный, подтянутый, в белоснежной сорочке, он был неотразим! В нем жило чувство театра, да он и был его хозяином! Знал всех – от народного артиста до билетера. Сам актер, он каким-то шестым чувством угадал, что провинциальный театр – театр актерский, личностный, основанный на школе переживания. Рахлин собрал уникальную труппу, где одна треть была женским составом, две трети – мужским. Это классический расклад. Если открыть любую пьесу, то сколько в ней будет женских  ролей? Мужских? Мужчины писали пьесы для мужчин с одной героиней и двумя-тремя ролями для характерных актрис.

Рафаил Павлович чувствовал талант и увлекался им. Первой его постановокой был спектакль «Возраст расплаты» Л. Жуховицкого. Тогда это была очень модная пьеса, сродни фильму «Журналист». В его спектакле главного героя Егора Королева сыграл Николай Казаков, ставший для режиссера одним из основных артистов его театра. В этом спектакле все было новое: новые ритмы, новый герой, острые проблемы, умные, современные люди.

Практически одновременно с Рахлиным в театр пришла Рима Асфандиярова. Это было счастливым совпадением: неистовая Рима Газизовна и столь же страстный Рафаил Павлович. Он тут же берет для нее «Материнское поле» Ч. Айтматова, эпический, трагический материал под стать редкой индивидуальности актрисы. Спектакль-исповедь, спектакль-монолог, где через судьбу конкретной женщины автор в простом и величественном обобщении воплощает Любовь, Материнство, Жизнь. И это была победа режиссера и актрисы. О спектакле писал журнал «Театр», им открывались гастроли.

В каждом спектакле Р.П. Рахлина блистали артисты: в «Бесприданнице» — Р.Г. Асфандиярова, Н.А. Казаков, А.К. Белов, В.В. Базин, В.М. Жуков, Г.Я. Горнштейн; в «Варварах» — А.И. Соловьева, В.А. Башкин, В.В. Говалло, С.В. Сотничевская, Т.А. Демидова; в «Живом трупе» — Э.В. Мурашов, Е.К. Зима, в «Царе Федоре Иоанновиче» — Ю.А. Муравицкий, Н.С. Белоусов, О.Г. Корчиков, Г.А. Кузьминская, этот список можно продолжать бесконечно.

Поставил он и два легендарных спектакля: «Характеры» В. Шукшина (сыгран более 200 раз) с Е.И. Пчелкииной, С.Ю. Гаевым, Е.Н. Басиным, А.М. Светловым – всех перечислить невозможно – это был ансамбль солистов, так же, как и в другом спектакле-легенде – «Тульский секрет» с Царем – В.Ф. Коробкиным.

Рахлина знала вся Россия. Сейчас сказали бы, «Рафаил Рахлин» — это бренд! Приехать на работу в Тулу, к Рахлину – означало попасть к Режиссеру, в хорошую труппу с отличным репертуаром и потрясающими гастролями! Билет в театр в то время приравнивался к дефициту, его можно было на что-то обменять, или, при его помощи, нужное достать. Р.П. Рахлин принял в труппу тогда молодых, а сейчас ведущих артистов театра – О.А. Красикову, Н.П. Савченко, Л.Ф. Спирихину, Н.П. Дружинину, В.М. Жукова, специалистов – зав. музыкальной частью Л.Е. Козлову, зав. труппой – Л.Е. Костыряченко, зав. осветительским цехом Е.В. Костыряченко, зав. литературной частью О.Н. Кузьмичеву. При Р.П. Рахлине в театр пришел и нынешний директор С.М. Борисов.

В эпоху Рахлина театр отметил свое 200 летие, состоялись гастроли в Москве, прошел первый и пока единственный Толстовский фестиваль, собравший в Туле созвездие постановок со всей страны. Среди участников фестиваля был коллектив Красноярского ТЮЗа со спектаклем «Власть тьмы» будущего художественного руководителя нашего театра А.И. Попова.

Рафаил Павлович очень хотел видеть театр «академическим», но тогда это время еще не настало…

Над своим последним, в качестве главрежа Тульской драмы, спектаклем «Путь» по пьесе А. Ремеза Рахлин работал тщательно, подробно, как говориться, «по школе». Он разрушил привычные отношения актер-зритель, разместив действие на авансцене перед железным занавесом и на дороге-настиле, которая диагонально пересекала партер. Зрителям предложены были места в амфитеатре. У О.Г. Корчикова, Г.А. Кузьминской, П.Д. Шумейко, М.В. Головко, Т.А. Смагиной будто открылось второе дыхание. Казалось, рождается новый театр, грядет обновление…

По В.И. Немировичу-Данченко живой жизни театру хватает на 12-15 лет, далее должен быть какой-то перелом, могучий стимул к новому этапу…

Рахлинский период истории театра продлился 13 лет. Рафаил Павлович покинул Тулу, уехал в Ставрополь, затем, с мамой и сестрой, эмигрировал в Израиль.

Еще дважды он выходил на свою любимую тульскую сцену. В 1990 году – со спектаклем «Крошка» и в 1994 – с «Тульским секретом – 2». Критик Э. Коротков спросил тогда Рафаила Павловича – приехал бы он в Тулу для постановки еще раз? «С радостью!» – улыбнулся в ответ Рахлин.

Рафаила Павловича Рахлина не стало 19 октября 1998 года, в день Пушкинского Лицея. И в этом, кажется, есть смысл: в душе он был поэтом, романтиком, в профессии – вдохновенным творцом, личностью яркой, индивидуальностью сильной,  мощной, неповторимой. И забыть его невозможно!

Ольга Кузьмичева