ПЧЕЛКИНА

Евгения Ивановна

(20.10.1928-4.06.1997)

Народная артистка РФ (1997)
Почетный гражданин г. Тулы (1993)

В Тульской драме с 1963 по 1997

СОЛНЕЧНЫЙ ТАЛАНТ.

Евгению Ивановну Пчёлкину знали все. При одном упоминании ее имени у людей невольно светлели лица. «Я – комедийная — говорила о себе актриса. – я несу в жизнь улыбку и радость!». Таких как Пчёлкина называли самородками. Непосредственная, подвижная, поющая – через край переливались ее солнечная энергия и доброта. Исходящими из нее токами жизни, она восхищала не только зрителей но и своих товарищей по сцене.

Родилась Е.И. Пчёлкина 10 октября 1928 года в деревне Опочня Дубенского района Тульской области в крестьянской семье. Дальнейшая жизнь семьи Пчёлкиных связана с Тулой: рабочим Оружейного завода стал ее отец. Детей было девять человек. До войны семья Пчёлкиных жила в самом центре Тулы – на улице Пушкинской, дом 14. Семья была музыкальная: кто на баяне играл, кто плясал, мама пела в церковном хоре, в доме царила особая одухотворенная атмосфера. Учились Пчёлкины-младшие в школе №8, что располагалась рядом с их домом.

Во время войны два старших брата ушли на фронт и не вернулись. Остальные помогали в тылу: дежурили на крышах, рыли окопы, мыли полы в госпиталях. Была юная Женя и санитаркой, и сестрой милосердия, и артисткой. Пела, танцевала, читала стихи раненым – театр входил в ее жизнь вместе с войной.

Она всегда хотела стать актрисой! В детстве ходила в самодеятельный кукольный театр, мечтала быть на сцене, чтобы играть, играть, играть!

Не успели закончиться школьные выпускные экзамены, как она услышала по радио: «Тульский ТЮЗ приглашает юношей и девушек на конкурс во вспомогательный состав труппы». И, не раздумывая, смело пошла.

Комиссия онемела, когда из уст симпатичной девушки-пампушечки, услышали речь Павла из романа Горького «Мать» : «Мы – социалисты!..» Эффект ее выступление имело комический, но искренность и непосредственность исполнительницы не могли не тронуть строгую комиссию. Из двухсот человек приняли шесть. К тому времени Жене было семнадцать лет.

Пчёлкина в ТЮЗе – это молодость, искрометная игра, пение, зажигательный танец. Она вела репертуар, играла мальчишек и девчонок, матерей. В ТЮЗе Е.И. Пчёлкина нашла и свою судьбу – Ефима Яковлевича Купермана, вышла замуж, стала матерью. Вместе с маленьким сыном, со всей семьей ездила по гастролям, потому что не могла отказать, подвести. «У меня – чудесный муж, чудесная семья» – всегда гордилась она. Семья была ей настоящим оплотом, тылом, отдохновением души.

За восемнадцать лет в ТЮЗе Е.И. Пчёлкина сыграла более сорока ролей: Варвара Гуляева в «Чудотворной» В. Тендрякова, Лариса – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, три раза в разных постановках была Лизой в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, необыкновенным успехом пользовалась хохотушка и певунья Маринэ в «Стрекозе» М. Бараташвили.

Особо памятна зрителям того времени Варвара в «Грозе» Островского (сама Пчёлкина тайно мечтала сыграть Катерину, она даже ездила в Москву смотреть Козыреву в этой роли в спектакле Охлопкова!), но Варвара ей удалась на славу!

… Варвара – Пчёлкина с трудом открывала большим ключом огромный ржавый замок, он со страшным скрежетом проворачивался, калитка открывалась и она бежала на свидание.

«Позарастали стежки-дорожки, где проходили милого ножки»… — задорно пела Варвара, подавая сигнал Кудряшу. Он выбегал – молодой, кудрявый, красивый, и тоже, в тон отвечал:
«Позарастали мохом-травою, где мы гуляли, милый, с тобою…»
Обнявшись, садились в лодочку (она была на колесиках) и «плыли» по сцене в ослепительном свете прожекторов. Восторг юных зрителей, казалось, не знал предела! Актерам не давали говорить, продолжать… Е.И. Пчёлкина и ее партнер Н.Н. Горюнов были счастливы!

Первые ее режиссеры Каратов и Молдавский, первые годы работы много дали Е.И. Пчёлкиной в профессиональном и жизненном плане. «Я пришла в ТЮЗ девчонкой из рабочей семьи. – говорила в интервью Евгения Ивановна – Что я понимала в жизни, в людях? Ничего. Работа над ролями постепенно научила меня думать над судьбами, характерами, много читать, работать над собой. Актерская профессия – нас пересоздает, обогащает, воспитывает.»

В 1963 году Е.И. Пчёлкина получила приглашение вступить в труппу Тульского драмтеатра, где работали в то время легендарные актеры: К.А. Шишкин, И.М. Дуванин, В.С. Шевырева, Т.А. Демидова, С.В. Сотничевская. Евгения Ивановна сразу вошла в работу, в спектакль «Живой труп», где стала вести цыганский хор, много пела и получала от этого огромное удовольствие.

Одна из первых ролей Е.И. Пчёлкиной в драме – пани Завальская в комедии «Сверчок» Кожушника. Пьеса с непритязательным сюжетом – сравнительно молодая дама хочет выдать замуж дочь, но и себе не прочь найти мужа – превращалась, благодаря игре Пчёлкиной, в искрометную комедию. Зритель видел необычайно яркий живой характер, сыгранный по-молодому темпераментно, лукаво, обаятельно, с актерским мастерством, неподражаемым и неподдельным юмором.

За тридцать четыре года работы в драме шестьдесят ролей– сочных, острохарактерных, комедийных, драматических. Они запоминались как яркие вспышки света. Была неподражаема ее брызжущая комизмом, решенная в острой характерности фрейлина Мурышкина в «Тульском секрете» по Н. Лескову (1974 год). В 1994 году режиссер Р.П. Рахлин, заново ставя этот спектакль, не смог удержаться, чтобы не назначить в новую постановку на роль Мурышкиной Е.И. Пчёлкину, так ярка и обаятельна была ее игра.

В музыкальном представлении «Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина она была Атаманшей. Ах, как она отплясывала и пела, и стреляла из пистолетов! Ее Атаманша была совсем не грозной, не страшной, она была большим ребенком, которому нравилось играть в разбойников!

В памяти зрителей осталась ее замечательная Теща в комедии «Родненькие мои…» А. Смирнова, заботливая, семейная, страстно привязанная к своему единственному внуку.

Об исполнении роли Нины Ивановны, медицинской сестры из психбольницы в комедии «Ретро» А. Галина, ходили легенды. Всегда наступательная, мажорная манера игры актрисы была здесь неожиданна тиха, полна переливов и нюансов. Сама Е.И. Пчёлкина не понимала такого ажиотажа. «В одной больнице. – говорила она – я встретила медсестру Любу. Пожилая уже женщина, удивительной душевной щедрости человек, у нее был пунктик: хотела, чтобы все на свете были здоровы и кидалась к людям по первому зову. А я работала как раз над ролью медсестры в «Ретро». Говорили, писали: какая удача и какая новая Пчёлкина, не узнаешь… Да это не я была – у меня Люба перед глазами стояла…»

Комедию зритель любит, как и комедийных актеров, за то, что серость будней превращают в праздник, дают хорошее настроение, делятся своим оптимизмом и настраивают все трудности преодолевать с юмором.

В 1977 году во время гастролей Тульского театра в Москве, анализируя работу труппы, профессор Пименов, обращаясь к главному режиссеру, сказал: «У вас замечательная актриса – Пчёлкина. Вам надо строить репертуар «под нее».

Но Евгения Ивановна никогда не хотела замыкаться в своем комическом амплуа. Ее мечта была сыграть роль серьезную, быть может, во многом автобиографическую, о жизни, о судьбе.

В чеховском «Дяде Ване» она была замечательной нянькой Мариной. Роль не главная, фоновая, стала в исполнении Е.И. Пчёлкиной камертоном спектакля: круглая, уютная, со спицами в руках (я как-то спросила: «Евгения Ивановна, что вы вяжете?» – «Да, для Ванечки, носочки, а то в деревне осенью холодно бывает». То ли это Пчёлкина мне ответила, то ли Марина…) она являлась олицетворением покоя и разумности бытия, мира, где нет ничего пустопорожнего, показного. Именно такой человек обогреет путника, даст ему стакан горячего чая, свяжет шерстяные носки, чтобы ноги не мерзли в стужу.

Она с удовольствием, тонко, с психологической достоверностью и глубоким драматизмом играла роли одиноких и неприкаянных пожилых тетушек, старушек, бабок: в спектаклях «Сад без земли» Л. Разумовской, «Уроки музыки» Л. Петрушевской, «Любовь и голуби» В. Гуркина, «Именины на костылях» С. Лобозерова.

Евгения Ивановна была необыкновенно активным человеком, не мыслила себя без общественной работы. Тридцать лет она возглавляла профком театра, тридцать один год состояла в правлении театрального общества (ВТО), затем с 1996 по 1997 была председателем Правления Тульского отделения Союза Театральных Деятелей РФ (СДТ/ВТО). Она была заботливой матерью актерской братии, да и не только актерской! Искренняя, безмерная доброта в многочисленных делах – это было рабочим состоянием ее души. «Моя мама всегда говорила – хочешь, чтобы тебе отказали, звони… Не хочешь, иди ножками… Ко всем – спонсорам, руководителям, мэру, губернатору, я всегда прихожу лично. Когда смотришь человеку в глаза и рассказываешь о наших бедах, ему, по-моему, очень трудно бывает отказать.» – с оптимизмом и улыбкой утверждала Евгения Ивановна.

25 апреля 1997 года в театре был праздник, у Евгении Ивановны Пчёлкиной – Бенефис! Она уже была тяжело больна, но настроения и тона своего не теряла, репетировала Софью Ивановну в «Неугомонной бабушке…», свободно и с удовольствием. Это была не просто комедия, это была рождественская сказка о любви, которая, по счастливой случайности, находила двух немолодых людей. А роль доброй феи – Бабушки – как раз и исполняла Пчёлкина.

В конце Бенефиса зал стоя аплодировал ей – любимице, оптимисту, дорогой Пчёлке. Она стояла, усыпанная цветами, усталая, но такая счастливая любовью публики, своей нужностью людям!

4 июня 1997 года Е.И. Пчёлкиной не стало.

Как-то ее спросили, что она хочет пожелать своим зрителям и она сказала: «Улыбки… Той улыбки, которая не старит, а молодит, особенно нас, женщин, той улыбки, что «на злобу безответная, а на доброту приветная», которую вот уже полвека я стараюсь дарить со сцены людям. А потому, чтобы там ни было, туляки, улыбайтесь и будьте счастливы!»

И в этом весь свет, и вся доброта народной артистки Российской Федерации, Почетного гражданина города-героя Тулы Евгении Ивановны Пчелкиной. Такой она запомнилась и такой останется в долгой памяти зрителей, товарищей, коллег.

О.Н. Кузьмичева