МАТВЕЕВ

Михаил Николаевич

(5.03.1956-4.04.2005)

Заслуженный артист РФ (1993)

Окончил Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова (1976)

В Тульской драме с 1976 по 2005

Роли в театре:
Трубадур («Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина, 1976),
Сержант Троттер («Мышеловка» А. Кристи, 1981),
Князь Ветринский («Водевиль» по Д. Ленскому, 1982),
Петр Бородин («Соловьиная ночь» В. Ежова, 1984),
ЧНЗ («По 206-й» В. Белова, 1984),
Якуб («Увертюра в миноре» О. Заградника, 1984),
Макарушка («Почем фунт лиха» Г. Бакланова, 1985),
Франсуа («Двери хлопают» М. Фермо, 1985),
Артист («Клуб нелюбимых, или Ромашка без лепестков» И. Гофф, 1986),
Женя Нечуралов («Игра» Ю. Бондарева, 1986),
Дон Хуан («Дон Хуан» Г. Фигейреду, 1988),
Маркиз д,Орсиньи («Кабала святош» М. Булгакова, 1989),
Станислав Сергеевич («Концерт Высоцкого в НИИ» М. Розовского, 1989),
Николай («Уроки музыки» Л. Петрушевской, 1989),
Жолудь («Дурацкая жизнь» С. Злотникова, 1990),
Меркуцио («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1990),
Джек («Клуб избранных (Все в саду)» Э. Олби, 1992),
Георг IV («Кин IV» Гр. Горина, 1992),
Чарлз Кэндэмин («Призраки в доме сэра Чарлза» Н. Коуарда, 1993),
Кречинский («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, 1993),
Ленард Воул («Свидетель обвинения» А. Кристи, 1993),
Граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1994),
Джерри Райн («Двое на Качелях» У. Гибсона, 1994),
Беркутов («Волки и овцы» А.Н. Островского, 1995),
Кавалер Риппафрата («Хозяйка гостиницы (Мирандолина)»
К. Гольдони, 1995),
Генрих VIII («Королевские игры» Гр. Горина, 1996),
Граф фон Вальдштейн («Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы» В. Коркия, А. Лаврина, 1996),
Сергей Михайлович («Семейное счастие» Л.Н. Толстого, 1997),
Граф Турбин-сын («Два гусара» Л.Н. Толстого, 1997),
Александр Краюшкин («Великолепный Краюшкин (Санька-встанька)» Ю. Рогозина, 1998),
Берестов («Лизанька» по А.С. Пушкину, 1998),
Вольф Кингсерл («Мисс Гоббс» Дж.К. Джерома, 1998),
Генри Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу, 1999),
Мальволио («Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира, 1999),
Аздак («Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг» Б. Брехта, 2000),
Бенедетто Чиголелла («Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо, 2001),
Мастаков («Чудаки» М. Горького, 2002),
Ильин («Между чашей и губами» А. Кутерницкого, 2002),
Подколесин («Женитьба» Н.В. Гоголя, 2003),
Стэнли Поуни («Слишком женатый таксист» Р. Куни, 2004),
Жером («Акапулько, мадам!» И. Жамиака, 2004),
Сосед («Очень простая история любви» М. Ладо, 2004),
Федор Иванович Бороздин («Вероника (Вечно живые)» В. Розова, 2004),
Панкрацьо («Венецианские близнецы» К. Гольдони, 2005)

 

5 марта 2016 года исполнилось бы 60 лет Михаилу Матвееву (1956-2005), заслуженному артисту России, артисту Тульского академического театра драмы с 1976 года.

Герой времени, он видится не сразу. Теперь абсолютно ясно: Михаил Матвеев – первый артист тульской труппы конца 20 – начала 21 века. Его время его нашло. Он не мог быть героем 60-х, 70-х, 80-х годов – целеустремленным, с устойчивым сознанием, ощущением своей миссии и правды. Мир его героев – зыбкий, подвижный, неопределенный, комплексующий, тоскующий по идеалу. И речь его героев – быстрая, с наскакивающими друг на друга словами, речь человека современного города. По внешним данным – не герой, характерное лицо с длинным носом. А на сцене был красив и даже изыскан, стилен: Меркуцио, Кречинский, Альмавива, Беркутов, Турбин.

М.Н.Матвеев родился и учился в Саратове – это был главный город его души, однако основную часть жизни он прожил в Туле.

А жизнь его была – театр, пространство театральной сцены. Его внутреннее время отмерялось сыгранными ролями. Занятость Матвеева была фантастической: 25 спектаклей в месяц из 28 – 30! Сцена давала силы. Ему хотелось творчеством, которое он называл работой, умножать количество добра, соединять людей, чтобы они смеялись и плакали, открывали в себе частичку вечного.

М.Н.Матвеев был популярен, его обожали, ему писали письма, записки, встречали у служебного хода. В чем была загадка? Он был родным каждому, от банкира до простого труженика, всем внушал любовь. Каждый, кто приходил в театр, тайно знал, что Матвеев играет только для него! Глаза актера смотрят только на него! Такова была природа его таланта.

Какую бы роль ни играл Михаил Николаевич – героическую, психологическую, характерную – его индивидуальность была больше, мощнее персонажа. Да, он наделял его своей душой, энергией, но его самого было неизмеримо больше. Матвеев был легким, праздничным, щедрым.

Он очень любил новые обстоятельства жизни: для ролей научился играть на дудочке и гармошке, провел два представления в цирке в качестве шпрехталмейстера, был счастлив, попав актером в российский семинар «Авторская сцена» в Щелыкове. Сломав ногу, репетировал Кавалера в «Хозяйке гостиницы» на костылях…

Физиономисты говорят, что с годами лицо человека начинает отражать его внутреннюю суть, состояние духа. Пелена молодого очарования спадает, и он остается с тем, что Бог вложил в него. В своих последних ролях – Мастакове, Аздаке, Ильине, Бертране, Подколесине – М.Н. Матвеев достиг не только уникальной свободы существования и вдохновения, лицо его приобрело черты благородства и внутренней красоты.

Михаила Николаевича Матвеева не хватает всем. Но верится, что его дух живет в родном театре. И зритель, стоя аплодируя артистам после спектакля, аплодирует ему – кумиру времени, своего герою.

 

Ольга Кузьмичева