АСФАНДИЯРОВА

Рима Газизовна

(11.02.1938-6.06.2007)

Заслуженная артистка РФ (1978)

Окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) (1964)

Дебютировала в Ленинградском академическом театре
имени А.С. Пушкина (Александринский театр)
ролью Лауры в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина

работала в Курском драматическом театре

В Тульской драме с 1969 по 2007

Роли в театре:
Гелена («Варшавская мелодия» Л. Зорина, 1969),
Толгонай («Материнское поле» Ч. Айтматова, 1969),
Надя («С легким паром!» Э. Брагинского, Э. Рязанова, 1970),
Лариса («Бесприданница» А.Н. Островского, 1971),
Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, 1972),
Руца («Птицы нашей молодости» И. Друцэ, 1972),
Лидия Павловна («Варвары» М. Горького, 1973),
Элина («Средство Макропулоса» К. Чапека, 1973),
Кашкина («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, 1974),
Солмаз («Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова, 1976),
Марта («Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, 1976),
Мария («Святая святых» И. Друцэ, 1976),
Изабель («Сердце Луиджи» И. Буковчана, 1978),
Елена Максимовна («Аморальная история» Э. Брагинского, Э. Рязанова, 1979),
Селия Пичем («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1981),
Сурмилова («Водевиль» по Д. Ленскому, 1982),
Моноспектакль «Бег времени» (А. Ахматова) (1982),
Моноспектакль «Час души» (М. Цветаева) (1983),
Лю («Модели сезона» Г. Рябкина, 1985),
Эмили Дикинсон («Прелестница Амхерста» У. Люса, 1988),
Белиса («Изобретательная влюбленная» Л. Де Веги, 1992),
Мисс Плимзол («Свидетель обвинения» А. Кристи, 1993),
Рая («Остров нашей любви и надежды» Г. Соловского, 1996),
Татьяна Семеновна («Семейное счастие» Л.Н. Толстого, 1997),
Шаблова («Поздняя любовь» А.Н. Островского, 2000),
Бояркина («От нежного сердца!» В. Соллогуба, Н. Некрасова, 2002),
Арина Пантелеймоновна («Женитьба» Н.В. Гоголя, 2003),
Драга («Доктор философии» Б. Нушича, 2004),
Бабушка Ануш («Тифлисские свадьбы (Ханума)» А. Цагарели, 2006)

11 февраля 2018 года — 

80 лет со дня рождения

Заслуженной артистки России

Римы Газизовны АСФАНДИЯРОВОЙ

Она была звездой, героиней, кумиром поколения, молодость которого пришлась на 60-80-е годы XX века. Рима Газизовна приехала в Тульский драматический театр в 1969 году. Практически в это же время появился новый главный режиссер – Р.П. Рахлин, с приходом которого театр достиг небывалого подъема, и Асфандиярова стала ведущей актрисой. Это она была Ларисой в «Бесприданнице» А.Островского, Эмилией Марти в «Средстве Макрополуса» К.Чапека, Лизой Карениной в «Живом трупе» Л.Толстого, Клеопатрой в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу, Тетушкой Руцей в «Птицах нашей молодости» И.Друцэ, Филуменой Мартурано в одноименной пьесе Э.де Филиппо.

Главным спектаклем своей жизни Асфандиярова считала «Материнском поле». Ей был 31 год. А роль Толгонай – возрастная. Эпическое полотно, где через одну жизнь главной героини проходит эпоха. Все обстоятельства – на пределе возможного. Фактически, это был моноспектакль, очень мощный, сильный, энергетически воздействующий. Одежда Толгонай была сшита из рогожки, окрашенной в пурпурный цвет. И Асфандиярова-Толгонай стояла, сияя, посреди сцены, как факел, как вечный маяк Веры и Надежды.

Потом Риме всю жизнь будет не хватать этого трагедийного накала, мощи исповеди, существования на пределе — на вечерах, концертах, в памятные дни Великой Победы она будет читать монолог Толгонай.

Она жаждала трагедийного репертуара, пьес Софокла, Еврипида, Расина…

Ее моноспектакли родились не только из-за нехватки работы, хотя и в этом была одна из причин.

Внутри нее горел горн. Она должна была всегда что-то выдавать на гора! Роли были, в буквальном смысле, ее жизнью. Когда же она оказывалась в простое, то начинала писать маслом (профессионально!), вышивать (едва ли не у всех ее близких есть подаренные Римой Газизовной вышивки в рамочках). К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина она (бесплатно!) обошла все школы города, читаю на ребячьих аудиториях стихи великого поэта. В трудную минуту жизни она освоила работу сапожника и научилась ставить набойки на туфли. Рима выпустила две книги: «Театр моей жизни» и «Трава, пробивающая асфальт» (в двух изданиях).

Сначала был выпущен спектакль «Бег времени» (о жизни и творчестве Анны Ахматовой), а потом моноспектаклей оказалось семь: «Час души» о Марине Цветаевой, «Ночные голоса» Н.Шмелева, «Заблудившийся трамвай» (Н.С.Гумелев), «О Борисе Пастернаке», «Прелестница Амхерста» У. Люса.

Форма моноспектакля очень подходила Риме. В центре – она, автор, исполнитель, творец – соединение космоса и песчинки, вечности и живущего в ней конкретного человека. Это было близко к существованию Толгонай, роли, по отношению к которой Асфандиярова измеряла свою жизнь.

«Прелестница Амхерста» была, в полном смысле слова, настоящим спектаклем: с уютной декорацией Татьяны Матус, сшитым костюмом, изумительной программкой, сделанной в виде веера, с репетициями режиссера А.А.Малышева. Это был не композиционно подобранный материал, а оригинальная пьеса У.Люса об американской поэтессе XIX века, всю жизнь прожившей в маленьком провинциальном городке Амхерсте. Для Римы здесь был простор! Жизнь человеческого духа, для которого нет границ, нет предела, потому что цветок за окном и плывущее облако, как и вся бесконечная вселенная, несли в себе один смысл: радость и вечность бытия. В спектакле рассказ-исповедь Эмили Дикенсон становился исповедью самой Рима Газизовны, так было у них много общих жизненных поступков, мотиваций. Обе «выламывались» из своей среды, умели мужественно жить и выстаивать в трудных ситуациях.

Спектаклем «Прелестница Амхерста», сыгранным на большой сцене, театр отметил 50-летие Римы Газизовны Асфандияровой. С этим же спектаклем 14 марта 1988 года она выступила на сцене прославленной «Александринки», там, где состоялся ее актерской дебют в роли Лауры в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина, там, где перед первым выходом на Сцену она получила благословение игравшего с ней в спектакле последнего великого романтики нашего времени Николая Симонова, там, откуда началась для нее жизни в Театре.

Рима говорила, что хотела бы прожить 90 лет, как ее бабушка… Вечно! Она и живет сейчас в дочери Анастасии, внуке Никите, во всех нас, любящих и помнящих ее, неистовую Риму.

Ольга Кузьмичева