НЕЗАБЫВАЕМЫЙ

5 марта 2016 года исполнилось бы 60 лет Михаилу Матвееву (1956-2005), заслуженному артисту России, артисту Тульского академического театра драмы с 1976 года.

Герой времени, он видится не сразу. Теперь абсолютно ясно: Михаил Матвеев – первый артист тульской труппы конца 20 – начала 21 века. Его время его нашло. Он не мог быть героем 60-х, 70-х, 80-х годов – целеустремленным, с устойчивым сознанием, ощущением своей миссии и правды. Мир его героев – зыбкий, подвижный, неопределенный, комплексующий, тоскующий по идеалу. И речь его героев – быстрая, с наскакивающими друг на друга словами, речь человека современного города. По внешним данным – не герой, характерное лицо с длинным носом. А на сцене был красив и даже изыскан, стилен: Меркуцио, Кречинский, Альмавива, Беркутов, Турбин.

М.Н.Матвеев родился и учился в Саратове – это был главный город его души, однако основную часть жизни он прожил в Туле.

А жизнь его была – театр, пространство театральной сцены. Его внутреннее время отмерялось сыгранными ролями. Занятость Матвеева была фантастической: 25 спектаклей в месяц из 28 – 30! Сцена давала силы. Ему хотелось творчеством, которое он называл работой, умножать количество добра, соединять людей, чтобы они смеялись и плакали, открывали в себе частичку вечного.

М.Н.Матвеев был популярен, его обожали, ему писали письма, записки, встречали у служебного хода. В чем была загадка? Он был родным каждому, от банкира до простого труженика, всем внушал любовь. Каждый, кто приходил в театр, тайно знал, что Матвеев играет только для него! Глаза актера смотрят только на него! Такова была природа его таланта.

Какую бы роль ни играл Михаил Николаевич – героическую, психологическую, характерную – его индивидуальность была больше, мощнее персонажа. Да, он наделял его своей душой, энергией, но его самого было неизмеримо больше. Матвеев был легким, праздничным, щедрым.

Он очень любил новые обстоятельства жизни: для ролей научился играть на дудочке и гармошке, провел два представления в цирке в качестве шпрехталмейстера, был счастлив, попав актером в российский семинар «Авторская сцена» в Щелыкове. Сломав ногу, репетировал Кавалера в «Хозяйке гостиницы» на костылях…

Физиономисты говорят, что с годами лицо человека начинает отражать его внутреннюю суть, состояние духа. Пелена молодого очарования спадает, и он остается с тем, что Бог вложил в него. В своих последних ролях – Мастакове, Аздаке, Ильине, Бертране, Подколесине – М.Н. Матвеев достиг не только уникальной свободы существования и вдохновения, лицо его приобрело черты благородства и внутренней красоты.

Михаила Николаевича Матвеева не хватает всем. Но верится, что его дух живет в родном театре. И зритель, стоя аплодируя артистам после спектакля, аплодирует ему – кумиру времени, своего герою.

 

Ольга Кузьмичева