«Молодой коммунар» — Измена мужа как шаг к свободе

Измена мужа как шаг к свободе

18.11.2016
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Дмитрий КИСЕЛЕВ

Повторит ли успех тридцатилетней давности вернувшийся на сцену Тульского академического театра драмы спектакль «Женское постоянство» по пьесе Уильяма Сомерсета Моэма в постановке заслуженного деятеля искусств России Алексея Малышева?

Тот самый, легендарный спектакль Малышева 1987 года очень любили туляки. Он прошел на сцене ТАТД более 100 раз с неизменными аншлагами — а это для любого театра особый случай. Безусловно, зрителей привлекала сама пьеса Моэма «Верная жена», по которой был поставлен спектакль: в ней автор говорит о том, что всегда волновало и продолжает волновать всех — о взаимоотношениях мужчины и женщины. Однако это было не единственной причиной безусловного успеха «Женского постоянства» — люди приходили насладиться игрой любимых актеров. Состав действительно был блестящим, и в нем две главные женские роли — Констанции Мидлтон и Мари-Луизы — играли заслуженные артистки РФ Елена Попенко и Ольга Красикова.

Обе актрисы присутствуют и в новой версии «Женского постоянства», на днях представленной тульской публике. На этот раз у них одна роль на двоих — мама Констанции, миссис Калвер, которую они играют «в очередь». А эстафету старшего поколения приняли две молодые, красивые и талантливые актрисы Лариса Киеня (Констанция) и Полина Шатохина (Мари-Луиза).

Комедия Моэма действительно хороша — в ней присутствует «вкусная» уайльдовская нотка, фирменная английская ирония, парадоксальность и изящество. При этом она касается важной темы женской свободы и достоинства, не менее актуальной, чем сто лет назад.

Измена мужа, о которой знала, но долгое время делала вид, что не знает, Констанция, не стала причиной для скандалов в семье и тем более развода. Но она заставила главную героиню всерьез задуматься о взаимоотношениях с супругом, о том, почему любовь, которая их связала, ушла. Это был первый шаг Констанции к освобождению. Второй шаг — решение принять ухаживания давнего поклонника Бернарда (Николай Бутенин): чувствовать себя любимой всегда приятно, и самооценку повышает. Следующий, самый важный шаг — Констанция принимает предложение знакомой и идет работать, ну а когда женщина обретает экономическую независимость, ждать от нее, что она вновь станет идеальной домохозяйкой и послушной женой, бессмысленно.

К сожалению, автору этой статьи не довелось увидеть старую постановку и Елену Попенко в роли Констанции. А Лариса Киеня очень хороша — истинная леди: умная, сдержанная, элегантная, ироничная. Но за этой кажущейся холодностью скрывается бесконечная уязвимость, страстность и мечта о любви.

Новый спектакль Тульского академического театра драмы «Женское постоянство» образует своего рода дилогию с еще одним спектаклем Алексея Малышева, присутствующим в афише ТАТД: «Веер леди У. «по пьесе О. Уайльда. Художник Александр Дубровин даже оформление этих двух постановок выдержал в едином стиле. Может быть, нашему театру стоит поставить еще одну пьесу Моэма или Уайльда, и тогда появится трилогия? … Тем более, что хорошей драматургии никогда не бывает слишком много, а женская тема востребована всегда.