9 сентября юбилейный день рождения Ирины Федотовой

9 сентября 2016 года

Юбилейный день рождения отмечает

Заслуженная артистка России

Ирина Васильевна ФЕДОТОВА

fedotova-i-v

            Ирину Васильевну Федотову не любить невозможно!  Истинно русский характер: верный, добрый, любящий. И актриса на все лады удавшаяся – и комедию сыграет, и трагедию, в эпизоде блеснет, поет, танцует, на аккордеоне играет! Ирина Васильевна москвичка, родилась 9 сентября 1941 года в бомбоубежище московского метро. В 1947 году вся семья оказалась в Минске,  куда последовала за отцом, направленным поднимать разрушенное народное хозяйство. В школе ни в каких драмкружках Ирина не занималась, но сколько себя помнит – пела. Была солисткой школьного хора. После школы два года она работала на автозаводе в ОТК контролером.

Как это часто бывает, важные жизненные шаги делаются случайно. Вместе с подружкой-красавицей, за компанию, пошла на подготовительные курсы в театральный институт и в 1961 году легко и без труда поступила в него. Там же, в институте, встретила свою судьбу – любимого, мужа, отца дочери Марии – Сашу, Александра Иосифовича Попова, с которым прожила в любви и согласии 46 незабвенных лет.

После института молодые получили направление в Брестский театр, но вскоре А.И. Попов поступил на режиссерский факультет ЛГИТМИКа, класс народного артиста СССР Г.А. Товстоногова. Далее, вослед мужу, пошли в судьбе Ирины Васильевны города: Красноярск, Вологда, Свердловск, Минск, Куйбышев… И всегда у нее все складывалось! Всегда она была нужна и любима публикой.

Впервые на тульской сцене Ирина Васильевна Федотова выступила в 1978 году на Толстовском фестивале в роли Матрены в спектакле Красноярского ТЮЗа «Власть тьмы» Л.Н. Толстого.

В 1989 году А.И. Попов принимает Тульскую драму, и Ирина Васильевна становится актрисой театра. Одна из любимых ролей Федотовой – жизнелюбивая, колоритная, с раскатистым смехом Кормилица в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира: первый акт давал актрисе возможность пошутковать, поозорничать, второй – сыграть драму, даже трагедию судьбы.

Природное обаяние, задор, особый актерский огонек быстро сделали ее любимицей туляков. Ее народные характеры, такие, как Надя в комедии «Любовь и голуби» и Лида в «Кадрили» В. Гуркина, Катерина в «Именинах на костылях» С. Лобозерова, Бабаня в спектакле «Бабаня и все, все,все…» К. Рубиной удивляли яркостью, жизнелюбием, в котором проявлялся тонкий лиризм, женственность, мягкость – то, что мы зовем русской душой.

Ирина Васильевна любит подробности, строит роль тонко, проживает ее точно, обстоятельно, до мелочей. Вот ее Катерина готовится спать, снимает чулки на резинках и кладет их под подушку – разве это не яркая деталь? Этой вроде бы мелочью она располагает зрителей к себе, так как те сразу чувствуют, она – наша, не ряженая.

В ролях классического репертуара, таких, как Атуева в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, Анна Зайцева в «Двух гусарах» Л.Н. Толстого, Медведева в драме «Чудаки» М. Горького, Сваха в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Анна Андреевна в «Униженных и оскорбленных» Ф.М. Достоевского, Лизавета Фоминична в «Соколах и воронах» А.И. Сумбатова-Южина – И.В. Федотова признанный мастер, обладающий стилем и своим неповторимым актерским почерком. Вот старики Белугина из спектакля «Медовый месяц Белугина» А.Н. Островского, Н.Я. Соловьева (И.В. Федотова выступает в паре с Б.Ф. Заволокиным)  предстают перед нами словно герои, сошедшие с полотен картин Павла Федотова – такая подлинность и достоверность в их облике. Ирина Васильевна играет жену хозяина, хранителя родовой чести. Ее Настасья Петровна и боится мужа, и уважает его, и признает его главенство, но она не бессловесное существо – это купчиха, мать с большим любящим сердцем, способная сказать свое слово за сына.

В 2014 году за исполнение роли Нины Ивановны в комедии «Ретро» А. Галина актриса удостоена Диплома I степени областного конкурса «Триумф» за лучшую женскую роль.   Нежная, женственная, привыкшая помогать людям и дарить им радость, Нина Ивановна – Федотова не может жить сама по себе. Первое, неловкое сватовство к старику Чмутину у нее плавно переходит в обоюдную помощь, желание быть рядом, а когда сам хозяин и все три невесты запевают песни юности, легко и непринуждённо двигаясь в ритмах танго и вальса, как блестят глаза всех и какая же юная и кокетливая вдруг оказывается Нина Ивановна, с каким огоньком поет она свои куплеты! Вот поколение, которое надо хранить как зеницу ока, вот наше истинное богатство!

В этом театральном сезоне у Ирины Васильевны много работы и несколько премьер: Любовь в лирической комедии «Rock-n-roll на закате» М. Хейфеца, Старуха в драме «Расточитель» Н. Лескова, Женщина в спектакле «Дальше будет новый день» Я. Пулинович, Розалия Карловна в почти детективе «Тётки в законе» А. Коровкина – все характеры разные, непохожие, требующие различных подходов и актёрских ключиков.

Искритесь, радуйте нас и дальше, Ваших друзей, коллег, поклонников!

 

 

Ольга Кузьмичева