70 лет со дня рождения Виталия Базина.

21 декабря – 70 лет со дня рождения

народного артиста России Виталия Васильевича БАЗИНА (1947-2010)

 

Виталий Базин появился на сцене Тульского драматического театра осенью 1970-го. Не запомнить это чудо-чудное было невозможно! Улыбающийся верзила с пшеничным ворохом волос, открытым взглядом – он был светлый, легкий, возникало такое ощущение, что его подсвечивало солнышко. В какой бы роли Базин не появлялся (молодым всегда много достается!) – фотографа ли, практиканта-ученого, студента – от него было не оторвать взгляда. Радость жизни так и лилась из его существа! 

Одна из первых серьезных ролей Виталия Базина – купец Вожеватов в «Бесприданнице» А.Н. Островского. В Вожеватове – Базине была элегантность, обаяние, вместе с тем, в его взгляде было что-то зло-ироничное, ухмыляющееся. В светлом костюме, в цилиндре, с тросточкой – легкий, гибкий, беспроблемный, он походил на европейца, и, в то же время, легко вершил практические дела – покупал пароход, метал жребий о Ларисе. Чувствовалось, что этот молодой купец умнее всех, и его ждет большое будущее. Критик Ю. Оснос назвал работу В.В. Базина в «Бесприданнице» первоклассной.

Этого спектакля, конечно, давно уже нет. Но представить В.В. Базина начала 1970-х гг. можно по телефильму режиссера В. Рубинчика «Красный агитатор Трофим Глушков», снятого примерно в то же время. В фильме юный киномеханик Глушков (В.В. Базин) самозабвенно крутит красноармейцам кино и соответственно революционному моменту комментирует «фильму». Пленка запечатлела ясный взгляд и улыбку Базина-Глушкова, светлую силу юности, угловатую мальчишескую пластику, которую так и пронизывала жизнь.

Кино сопровождало В.В. Базина всю жизнь. Оно принесло артисту популярность, стало настоящим окном в большой мир. «Счастье Никифора Бубнова», «Сохранившие огонь», «Пламя», «После войны – мир», «Вечный зов», «Генерал» — центральные и главные роли в этих фильмах исполнены Базиным. А телефильм «Ненаглядный мой» подарил Виталию встречу с В.П. Астафьевым. Имя Виктора Петровича было для артиста свято, он очень дорожил и гордился этой дружбой.

Виталия Базина называли «актером без амплуа». Действительно, диапазон артиста был необычайно широк: от Гениального Сыщика, существовавшего в острейшем характерном рисунке («Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина) до лейтенанта Княжко, идеального героя, воплотившего в себе совесть военного времени («Берег» Ю. Бондарева); от Тимофея Худякова, русского мужика «с разладом в душе» («Характеры» В. Шукшина) до красноармейца Сухова, строителя новой свободной жизни на Востоке («Белое солнце пустыни» В. Ежова, Р. Ибрагимбекова); от чудака Леши Фунтикова, талантливого ученого, не приспособленного к жизненной пошлости («Модели сезона» Г. Рябкина) до Войницкого, нервного, уязвленного человека, мучимого вечными вопросами «Как жить?» и «Для чего?», интеллигента, не умеющего кричать и силою брать то, на что не имеет права («Дядя Ваня» А.П. Чехова).

Одной из определяющих ролей в актёрской судьбе Базина стала роль провинциального трагика Несчастливцева в комедии «Лес» А.Н. Островского. Режиссёр спектакля А.И. Попов поставил спектакль как гимн актерству, воспевая людей чистых, честных, бессребреников, в мире практицизма и наживы. «Лес» начинался с монолога Гамлета «Быть или не быть», у Базина — Несчастливцева это звучало как «Быть!» В этой роли артист был подобен Дону Кихоту, человеку, отбросившему все суетное, дешевое, мишурное ради победы справедливости. Он вел роль ярко, размашисто, сильно. Виталий Васильевич сыграл человека, для которого дороже всех благ не свете были достоинство и честь.

Тема донкихотства станет ведущей в творчестве Базина. Все его герои в той или иной мере доны кихоты, будь то Фаддей Незнакомец в «Незнакомце» Л. Зорина, Капитан в «Изобретательной влюбленной» Лопе де Вега, Левша в «Тульском секрете» по Н. Лескову. Он воплотит на сцене образ и самого Дона Кихота в романтической притче «Рыцарь Большой Мечты» по Сервантесу.

В одном из своих интервью В.В. Базин говорил: «Мне интересен театр, позволяющий, прежде всего, следить за внутренним движением души. Тогда личность актера проступает в, казалось бы, «простых» ролях».

Одной из последних работ Виталия Базина стала роль Петра в спектакле «Страсти по Никите» по пьесе «Власть тьмы» Л.Н. Толстого.

Его Петр существовал на пределе душевных сил: рушился его мир, а он бессилен был что-либо сделать, годами нажитое, устроенное рассыпалось. В роли Петра артист достиг трагической силы прозрения шекспировского Лира, от тленных благ, призрачной, жалкой материи он обращался к нетленным ценностям жизни вечной, приходил к покаянию.

Одним из отрадных моментов в судьбе Виталия Васильевича была его педагогическая деятельность. С 1995 по 2007 годы В.В. Базин – старший преподаватель актерского мастерства Ярославского театрального института (учебная группа при Тульском академическом театре драмы). Было уже столько сыграно, прожито, пережито, что ему хотелось делиться с молодыми – новым поколением, ощущать токи времени – вот чего он хотел.

Виталий Базин был Артистом. Личностью. Да, он ошибался и заблуждался, сам страдал. Искал правду, истину. В конце жизни его поразила тяжелая болезнь. Он боролся, лечился, продолжая играть на сцене и сниматься в кино. Свой последний спектакль он сыграл всего за несколько дней до своего ухода…

И, как человек с сердцем Дона Кихота, Виталий Базин шел к Мечте. И в этом вечном движении и состояла человеческая судьба артиста Виталия Васильевича Базина.

 

О.Н. Кузьмичева