Олег Николаевич ЕСАУЛЕНКО

(9.09.1940 — 18.09.2016)


Окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского (1966)
Артист Тульского академического театра драмы с 1966 года


 

 

 

 

 


Роли в театре:

Левка Кузин – «Конармия» И. Бабеля (1966),
Тятин – «Егор Булычев» М. Горького (1967),
Дюпон-Дюфор-сын – «Бал воров» Ж. Ануя (1968),
Тимофей Рваный – «Поднятая целина» М. Шолохова (1970),
Наркис – «Горячее сердце» А.Н. Островского (1971),
Вожеватов – «Бесприданница» А.Н. Островского (1972),
Член парткома – «Человек со стороны» И. Дворецкого (1972),
Матвей Гогин – «Варвары» М. Горького (1973),
Василий – «Долги наши» Э. Володарского (1973),
Пашка – «Прошлым летом в Чулимске» А. Ваипилова (1974),
Левша – «Тульский секрет» В. Константинова, Б. Рацера (1974),
Сергей Кулаков – «Характеры» В. Шукшина (1974),
Быстров – «Люди, которых я видел» С. Смирнова (1975),
Михалка – «Темп-1929» Н. Погодина (1975),
Сливченко – «Протокол одного заседания» А. Гельмана (1975),
Разбойник – «Трубадур и его друзья» В. Ливанова, Ю. Энтина (1976),
Офицер – «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика (1976),
Рабочий в картузе – «Третья патетическая» Н. Погодина (1977),
Адъютант Огнева – «Фронт» А. Корнейчука (1978),
Часовой – «Берег» Ю. Бондарева (1979),
Богданович – «Синие кони на красной траве» М. Шатрова (1979),
Князь Иван Шуйский – «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1980),
Микеле – «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1980),
Хрящ – «Задонщина» Ю. Лиманова (1980),
Джайлс Рэлстон – «Мышеловка» А. Кристи (1981),
Леонид – «Ретро» А. Галина (1981),
Булика – «Закон вечности» Н. Думбадзе (1981),
Дергачев – «Комната» Э. Брагинского (1982),
Майор Тимофеев – «Соловьиная ночь» В. Ежова (1984),
Пирамидалов – «Богатые невесты» А.Н. Островского (1984),
Узник – «Почем фунт лиха» Г. Бакланова (1985),
Цветаев – «Совесть» Д. Павловой, В. Токарева (1986),
Капитан Ренар – «Жизнь холостяка» О. де Бальзака (1986),
Токарев – «Игра» Ю. Бондарева (1986),
Прокурор – «Возвращение» А. Чхаидзе (1987),
Лагранж – «Кабала святош» М. Булгакова (1989),
Инженер – «Концерт Высоцкого в НИИ» М. Розовского (1989),
Врач – «Когда спящий проснется…» О. Ернева (1990),
Михаленко – «Счастливый день» А.Н. Островского, Н.Я. Соловьева (1990),
Абрам – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1990),
Священник – «Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.К. Каррьера (1991),
Эусебьо – «Дикарь» А. Касона (1991),
Доктор – «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1991),
Счетовод, Неизвестный – «Клевета на человечество» М. Зощенко (1991),
Мельник – «Ищи ветра в поле» В. Лифшица (1991),
Лейтенант Ронни – «Мышьяк… и кровавые кружева» Н. Кесселринга (1992),
Михаил Давыдов – «Гусар из КГБ» В. Константинова, Б. Рацера (1992),
Доктор – «Кин IV» Г. Горина (1992),
Михаил – «Именины на костылях» С. Лобозерова (1993),
Мэйхью – «Свидетель обвинения» А. Кристи (1993),
Хусто – «Дом, где все кувырком» А. Портеса (1993),
Дон Гусман Бридуазон – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1994),
Томпсон – «Все о Еве» М. Орр, Р. Денэма (1994),
Пахомыч – «Тульский секрет – 2» В. Константинова, Б. Рацера (1994),
Хоппер – «Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмар (1994),
Капитан Симоне – «Загадка дома Вернье» А. Кристи, Р. Тома (1995),
Пятница – «Белоснежка и семь гномов» О. Табакова, Л. Устинова (1995),
Б. («Зеленая звезда») – «От красной крысы до зеленой звезды» А. Слаповского (1996),
Инквизитор – «Рыцарь Большой Мечты» по М. Сервантесу (1996),
Владислав – «Отдам в хорошие руки добрую старую собаку» Л. проталина (1996),
Епископ Фишер – «Королевские игры» Г. Горина (1996),
Бледный мужчина – «Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы» В. Коркия, А. Лаврина (1996),
Григорий – «Семейное счастие» Л.Н. Толстого (1997),
Помещик – «Два гусара» Л.Н. Толстого (1997),
2-й горожанин – «Быть или не быть» У. Гибсона (1998),
Витек – «Великолепный Краюшкин (Санька-встанька)» Ю. Рогозина (1998),
Капитан Сэндс – «Мисс Гоббс» Дж. К. Джерома (1998),
Шериф Толбет – «Американский блюз (Орфей спускается в ад)» Т. Уильямса (1998),
Саркастический прохожий – «Пигмалион» Дж.Б. Шоу (1999),
Пристав – «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира (1999),
Муж Крестьянки, Хозяин постоялого двора, Латник – «Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг» Б. Брехта (2000),
Дороднов – «Поздняя любовь» А.Н. Островского (2000),
Роберто Перетти – «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо (2001),
Помощник режиссера – «От нежного сердца!» В. Соллогуба, Н. Некрасова (2002),
Оракул – «Сиреневое платье Валентины» Ф. Саган (2003),
Князь в бане – «Тифлисские свадьбы (ХАНУМА)» А. Цагарели (2006)
В свите – «Отелло» У. Шекспира (2009)
Лопес – «Дуэнья» Р.Б. Шеридана (2010)
Паркер — «Веер леди У» О. Уайльд (2012)
Боян — «Бабаня и все, все, все…» Кати Рубиной (2014)
Старейший родственник — «Карнавал в Вероне» Г. Горин (2014)
Егор Тишкин, в сценах — «Пиковый валет» Б. Акунин (2014)
Ведущий аукциона — «Дама с камелиями» Александр Дюма-сын (2015)

 

 

 

ПАМЯТИ

ОЛЕГА НИКОЛЕВИЧА ЕСАУЛЕНКО

 

        18 сентября 2016 года не стало Олега Николаевича Есауленко. Только 9 сентября в день открытия 240-го театрального сезона он стоял на сцене и зал аплодировал ему, актеру пятьдесят лет жизни отдавшему родному театру, а он смущенно улыбался…

         О.Н. Есауленко родился 9 сентября 1940 года в поселке Боровлянка Алтайского края в многодетной семье. В 1943 году на фронте погиб отец. Рос с тремя своими братьями. Отслужив армию, стал студентом ГИТИСа имени А.В. Луначарского (курс В.В. Готовцева). В 1966, получив диплом артиста театра и кино, вместе с женой Н.В. Мартыновой был принят в труппу Тульского драматического театра имени М. Горького. И все — Тула стала навек его второй родиной. Его сразу заметили зрители. Стали называть «наш Ален Делон». Да и как не назвать! Подтянутый, ладный и синими глазами и обаятельной улыбкой – он был неотразим! Тогда в фойе старого театра продавали фотографии любимых артистов, и он, молодой человек, юный артист, удостоился этой чести: так требовал зритель, раскупая его портреты!

         В старом здании театра он сыграл любимые свои роли: Левку Козина в «Конармии» и Марика в «Ночной повести». Он гордился, что ему удалось сыграть Левшу в «Тульском секрете», уверяя, что через этот образ он постиг уникальный тульский характер. Диапазон его возможностей был широк. Олег Николаевич мог играть жадюгу-хозяина бани и огорода – в «Характерах» (1974), и сдержанного кадрового военного Тимофеева в «Соловьиной ночи» (1984), мог быть уморительно смешным женихом Пирамидаловым в «Богатых невестах» (1984) и управляющим Альфредо Аморозо в «Филумене Мартурано» (2010), или элегантным дворецким в спектакле «Веер леди У.» (2012). Его театральная страна состоит из семидесяти ролей, и это останется в истории театра и в благодарной памяти зрителей.

         А удивительный мир кино донесет потомкам и юного Олега («Ваш сын и брат» (1964), и отчаянного гармониста в красной рубашке из «Свадьбы» (2000), и основательного Сашку-конюха из «Тихого Дона» (2012), как в калейдоскопе отразилась его жизнь в тридцати кинолентах.

         О.Н. Есауленко знала вся Тула, человека с потрясающим чувством юмора: библиофил, руководитель самодеятельных кружков и студий, всенепременный участник творческих встреч, гармонист и поэт.

         О.Н. Есауленко сделал все, что надлежит сделать мужчине в жизни: родил и воспитал сына, посадил не одно дерево, построил любимую дачу, издал книгу стихов и прозы «Диалог». Он любил жизнь и ее Творца, и останется в памяти людей его достойным сыном.

         Выражаем сердечное соболезнование родным и близким Олега Николаевича Есауленко.

 

К ЮБИЛЕЮ ОЛЕГА НИКОЛАЕВИЧА ЕСАУЛЕНКО (2010 год)

 

Олегу Николаевичу Есауленко исполняется семьдесят лет!
Земляк легендарного Шукшина, Олег Николаевич родился в Алтайском поселке Боровлянка и с детства проявлял незаурядные актерские способности, что, в немалой степени, повлияло на выбор жизненного пути. После службы в армии Олег Николаевич поступил в ГИТИС в класс Владимира Васильевича Готовцева.
В 1966 году, сразу после окончания Государственного института театрального искусства имени Луначарского Олег Николаевич ЕСАУЛЕНКО был приглашен в труппу Тульского государственного драматического театра имени М. Горького. И вот уже сорок четыре года творческая деятельность артиста связана с нашим театром.
Интересная индивидуальность, сценическое обаяние и заразительность, сильный выразительный голос, темперамент и работоспособность помогли Олегу Николаевичу занять прочное место в репертуаре театра. Принесли известность и утвердили О.Н. Есауленко в амплуа характерного социального героя роли первых лет: Левка Козин в «Конармии» по И. Бабеля, Тятин – «Егор Булычов и другие» М. Горького, Дюпон-Дюфор-сын – «Бал воров» Ж. Ануя, Тимофей Рваный – «Поднятая целина» М. Шолохова, Наркис – «Горячее сердце» А.Н. Островского.
Ярко, современно раскрылась индивидуальность артиста в таких ролях, как: Василий – «Деньги для Марии» В. Распутина, Леонид – «Ретро» А. Галина, Михаил – «Именины на костылях» С. Лобозерова, Хозяин бани – «Характеры» В. Шукшина, Лагранж – «Кабала святош» М. Булгакова.
Отмечены зрелостью и профессионализмом, интересны его характерные роли последних лет: Купец Дороднов в сентиментальной комедии «Поздняя любовь» А.Н. Островского, итальянец Роберто Перетти в комедии «Ложь на длинных ногах» Э. Де Филиппо, Человек театра в русском водевиле «От нежного сердца!» Н. Некрасова и В. Соллогуба, дворецкий Оракул в комедии «Сиреневое платье Валентины» Ф. Саган, Бригелла в комедии «Венецианские близнецы» К. Гольдони.
О неисчерпаемом творческом потенциале артиста, его чувстве жанра, юморе, партнерских способностях говорят сегодняшние роли Олега Николаевича: Муж Марины – «Страсти по Никите (Власть тьмы)» Л.Н. Толстого, помещик Излецкий – «Соколы и вороны» А.И. Сумбатова-Южина, Гость – «Леди на день» О. Данилова, Князь в бане – «Тифлисские свадьбы (Ханума)» А. Цагарели, Г. Канчели, Лопес – «Дуэнья» Р. Б. Шеридана.
В настоящее время Есауленко работает сразу над двумя ролями в ближайших премьерах театра – Антона Ивановича в инсценировке романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и Альфредо Аморозо в пьесе Э. де Филиппо «Филумена Мартурано».
О.Н. Есауленко обладает литературными способностями. В 2007 году он опубликовал книгу рассказов и стихов «Диалог», в которую вошла лишь небольшая часть его литературного творчества.
Олег Николаевич принадлежит к тем, кто составляет костяк труппы Тульского академического театра драмы, внимательно опекающего и передающего свой богатый театральный опыт молодому поколению артистов.
В день Юбилея мы желаем Олегу Николаевичу здоровья, бодрости духа, неиссякаемой жизненной энергии и новых творческих успехов!

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен